Константин Костин: Единый день голосования в 2017 году прошел спокойно и уверенно

14.09.2017 58
загрузка карты...
Адрес: город Москва

Из выступления председателя правления Фонда развития гражданского общества К.Костина на круглом столе "Единый день голосования 2017: основные итоги и выводы", 13 сентября 2017года, ФоРГО.

Единый день голосования в 2017 году прошел спокойно и уверенно. По сравнению с предыдущими годами, можно сказать в целом, что и “Единая Россия”, и некоторые ее конкуренты развиваются, учатся и выходят на новые уровни работы. Причем к партии власти это относится в большей степени.

Все временно исполняющие обязанности губернаторов регионов, назначенные президентом Владимиром Путиным, подтвердили свои полномочия, успешно победив на выборах. Если мы посмотрим на результаты губернаторских выборов, то увидим: почти все эти результаты выше 70%. Можно сказать, что политика президента, направленная на обновление поколений высших управленцев, поддержана населением и абсолютно соответствует существующему запросу.

Вместе с тем, нынешние выборы показывают, что у оппозиционных кандидатов тоже есть возможность успешно показать себя – надо лишь этой возможностью пользоваться. Мы проводили исследования не только по победителям, но и по вторым местам на выборах. Так вот: на вторых местах – то есть в шаге от победы – есть представители самых разнообразных партий. Дело в том, что губернаторские выборы – как, кстати, и муниципальные в Москве, о которых скажем отдельно – это выборы персональные. Здесь качества кандидата имеют решающее значение; иногда они важнее, чем сила бренда. Из этого и надо исходить политику.

Приведу несколько примеров. Мы помним яркую кампанию Владимира Петрова на Алтае (2014 год): кандидат, занявший второе место, представлял малоизвестную партию (“Гражданская сила”), не имеющую ни одного серьезного представителя. Тогда же неплохо выступили “Коммунисты России”. Очень яркой получилась кампания Эрнста Березкина в Якутии – напомню, он представлял “Гражданскую платформу”, имеющую ровно одно место в Госдуме. И в Якутии – со всеми ограничениями в возможностях агитации, которые есть в этом сложнейшем регионе – Березкин сумел навязать главе региона по-настоящему конкурентную кампанию!

В общем, возможности конкуренции на выборах есть. Надо только работать. К сожалению, наша парламентская оппозиция, на мой взгляд, слегка подрасслабилась. У партий – я всегда говорю – есть две задачи. Одна классическая, описанная во всех учебниках – это борьба за власть и получение как можно большего количества власти, мандатов и так далее. Но есть и вторая задача – это ответственность перед обществом. Работа со своими избирателями и повышение качества народного представительства во власти. И здесь парламентские оппозиционные партии – старые и добрые, так сказать – оказались не на высоте. Например, все социологи, работающие в Москве, говорят: у КПРФ есть в Москве электоральная база в 5% избирателей. Причем это очень активный избиратель, они любят ходить на выборы, у них есть привычка к голосованию. Сейчас эти коммунисты не смогли прийти к этим избирателям. Не смогли предложить такого стиля политической коммуникации, который этим избирателям адекватен. Москва продемонстрировала кризис нашей парламентской оппозиции. Дальше, если они ничего не будут делать, эта тенденция распространится и на другие регионы.

Отдельная тема – прошедшие выборы муниципальных депутатов в Москве. Голосование показало высокий адаптационный потенциал “Единой России”, сумевшей приспособиться к новым реалиям, относительный упадок парламентской оппозиции. И успех субкультуры, назовем ее так, “рассерженных горожан”. Я говорю, конечно, о достаточно

пестрой либерально-демократической коалиции, возглавляемой Дмитрием Гудковым.

Для этих людей после победы на выборах (а это полтора десятка муниципалитетов, где они составляют большинство, и еще столько же, где не составляет большинства “Единая Россия”) начинается настоящая работа и настоящий экзамен на политическую и житейскую зрелость. Посмотрим, готовы ли они к взрослой политической жизни. Здесь главная опасность – что вновь избранные депутаты заиграются в политику и превратят работу в некую игру. Бороться до последнего, устраивать пикеты, писать гневные посты в “фейсбуке”...

А что нужно? А нужно – садиться и говорить со всеми. Поговорить с коллегами из “Единой России”. Поговорить со своими избирателями, их спросить: а как вам лучше? Поговорить и с представителями исполнительной власти, да. Это в процессе предвыборной агитации вы с ними размежевывались и обвиняли. Но теперь-то нужно будет взаимодействовать – ради того, чтобы выполнить свои обещания перед избирателями. Так вот, депутатам-новичкам, как и всем, нужно будет всякий раз проходить этот круг разговоров и встреч – и только после этого принимать решение.

Сумеет Гудков и его объединение работать так – а это необходимо везде, где нет квалифицированного большинства? Увидим. Это и впрямь экзамен для избранных муниципальными депутатами районных активистов, “яблочников”, членов “Солидарности”, которые все шли на эти выборы под “брендом” Гудкова. Смогут новички действительно работать, а не вести себя только как победители на выборах?

Независимым, либеральным депутатам, “рассерженным горожанам” предстоит выучиться очень важной вещи – искусству компромисса и коалиции. Это сложная задача, для либералов – почти нерешаемая. Если мы посмотрим на историю московской политики за последние 20 лет, то увидим, что такие вопросы всегда приводили к распаду, развалу, взаимным обвинениям. А учиться искусству коалиции, как ни странно, можно у партии власти, которая неоднократно показывала, как это делается, в том числе и находясь в меньшинстве в ряде регионов.

Сейчас я уверен в том, что “Единая Россия” в тех муниципалитетах, где у нее нет большинства, будет заинтересована договариваться, достигать соглашений. Власть в целом в этом заинтересована, потому что есть довольно большие программы развития территорий, которыми надо заниматься. И они не должны из-за того, что депутаты чего-то не поделили, стоять на месте.