Госдума приняла во втором чтении законопроект, уточняющий нормы избирательного законодательства - в канун нового электорального цикла законодатели и организаторы выборов традиционно обновляют выборное законодательство. По мнению экспертов НОМ, законопроект создает условия для укрепления и масштабирования практик, позитивно влияющих на всю избирательную систему в целом, предусматривает новые современные возможности, которые открываются в связи с внедрением цифровых технологий и объективно отражает интерес к ДЭГ, который увеличивается с каждым годом, а также защищает избирательные права всех категорий граждан. Третье чтение документа намечено на 20 мая.
Одна из важнейших новелл законопроекта – четкое разграничение электронного голосования – голосования на избирательном участке без использования бумажного бюллетеня (с использованием комплекса для электронного голосования), и дистанционного электронного голосования (ДЭГ) – голосования также без использования бумажного бюллетеня, но не на участке, а на специальном портале, доступ к которому предоставляется на техническом устройстве избирателя через интернет. Во втором чтении была принята поправка, согласно которой при проведении электронного голосования обязательно должна быть обеспечена возможность голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе. Решение о проведении электронного голосования принимается ЦИК РФ или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ. Другие нормы коснулись порядка рассмотрения комиссиями обращений, в том числе жалоб, граждан и их объединений, голосования за рубежом, размеров минимальных пожертвований в избирательные фонды и т.д.
Принятые поправки отражают общую тенденцию развития избирательной системы России, целесообразно и своевременно донастраивают её накануне старта большого электорального цикла, охватывающего Единый день голосования в этом году и выборы депутатов Госдумы РФ в 2026 году, говорит член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод. «Главная цель изменений заключается в том, чтобы выборы стали ещё более понятными и доступными для избирателей и кандидатов, оптимизировали работу избирательных комиссий. Одна из главных поправок обеспечивает право избирателя по его желанию на участке, где организуется электронное голосование, голосовать при помощи бумажного бюллетеня. Каждый избиратель сможет проголосовать любым, удобным для него способом, и сегодня есть необходимые возможности удостовериться в прозрачности всех процедур, чётко определить, соблюдаются ли избирательные права граждан», – подчеркнул он.
Что касается кандидатов и партий, то законодатель предусмотрел повышение прозрачности их работы: запрет на пожертвования со стороны организаций, учреждённых иноагентами, проведение представителями Минюста и членами избирательных комиссий фото и видеосъёмки партийных мероприятий, напомнил А. Брод. «Упрощается возможность открытия, ведения и закрытия избирательного счёта кандидата: теперь все необходимые документы можно будет оформить и отправить электронно, что соответствует общей цифровизации избирательного процесса и упрощению участия в нём», - указал эксперт. Законопроект взаимно увязывает нормы законодательства в различных актах, создаёт условия для укрепления и масштабирования практик, позитивно влияющих на всю избирательную систему в целом, считает А. Брод.
Как подчеркнул сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием, IT-эксперт Олег Артамонов, интерес к ДЭГ увеличивается с каждым годом. «Госдума проголосовала за обязательное обеспечение бумажного голосования в случае проведения в регионе электронного голосования с помощью электронных терминалов. Это касается пока только одного региона – Москвы, которая голосует на собственной технической электронной платформе ДЭГ, и которая в качестве эксперимента в прошлом году провела полностью электронные выборы», – отметил он. Резкий переход только на электронное голосование может вызывать дискомфорт и непонимание у определенной части избирателей, указывает О. Артамонов.
«Мы следуем по пути прогресса неуклонно, но важно это делать постепенно. Вот почему, на мой взгляд, право выбирать, каким способом голосовать, должно быть неотъемлемым. С другой стороны, мы бы никогда не запустили Юрия Гагарина в космос, если бы не пробовали внедрять новое», – указал он. По его словам, технологии наблюдения и общественного контроля за федеральным ДЭГ будут развиваться. «Как эксперты мы ежедневно разрабатываем в рамках Экспертной рабочей группы при Общественной палате РФ по наблюдению за федеральной системой дистанционного электронного голосования (ДЭГ) новые инструменты по контролю и наблюдению за федеральным ДЭГ», – рассказал эксперт.
Доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, руководитель проектов ЭИСИ Владимир Шаповалов прокомментировал поправку, согласно которой избирательные комиссии получают возможность заниматься обучением всех участников избирательного процесса,повышая их правовую культуру.
«Повышение уровня знаний всех участников выборов – это очень важное и востребованное направление в работе ЦИК России. Неучастие избирателей в процедурах и абсентеизм в молодёжной среде зачастую связаны с непониманием процедур, значимости выборов для страны и каждого гражданина. Эту проблему необходимо решать, при этом в целом россияне с каждым годом всё больше участвуют в выборах, и показатель явки стабильно высок», – отметил эксперт.
Информационная война против России не прекращается, и некоторые избиратели, к сожалению, становятся заложниками фейков о выборах, констатировал В. Шаповалов. «Достоверная информация от ЦИК России, как первоисточника, может защитить избирателей, подверженных психологическому давлению со стороны распространителей лжи в социальных сетях», – пояснил он, добавив, что ликбез по вопросам выборов должен иметь ничуть не меньшую значимость, чем по вопросам финансовой грамотности, так как «речь идёт о таком же злостном мошенничестве».
В. Шаповалов подчеркнул, что, безусловно, ещё одна ключевая задача поправок заключается в том, чтобы «каждый избиратель понимал, каким образом он может проголосовать, как воспользоваться новыми опциями, которые появляются в нашем избирательном процессе, учитывая его постоянное развитие». Эксперт предположил, что на практике закрепляемая в законе возможность обучения участников выборов может реализоваться в виде лекций, образовательных программ и краткосрочных курсов, в том числе в учебных заведениях.
Федеральный координатор Ассоциации НОМ, член ОНК Москвы Алексей Песков обратил особое внимание на поправку, согласно которой ЦИК наделяется правом устанавливать порядок выплаты и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену ТИК ДЭГ и специальной участковой комиссии, организующей голосование в СИЗО: «Организация голосования в СИЗО – полноценная работа, требующая четкого знания закона, труда и внимания. Подготовка и проведение выборов в следственных изоляторах имеет свои особенности. И ежегодно избирательный процесс в таких учреждениях проводится на высоком уровне, именно благодаря организаторам выборов. Это подтверждают представители ОНК, которые, также ежегодно, в качестве общественных наблюдателей лично участвуют в контроле за голосованием в СИЗО», – отметил он.
Поэтому решение наделить ЦИК России полномочиями об установлении порядка оплаты труда членов специальной УИК – логичная поправка, отражающая принцип: любой труд должен быть оценен по достоинству, говорит А.Песков. «Выборы организуются в СИЗО ежегодно, совершенствуется сама процедура, а также возможности наблюдения за ней – это самое главное», – указал эксперт.Поэтому внимание к организационным деталям этой работы, предусмотренное поправками, свидетельствует о том, что российские избирательные институты направлены на реализацию прав всех категорий граждан, полагает А.Песков.