
Источник фото: Медиа73
В регионах России обсудили доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) об итогах Единого дня голосования–2025 и перспективах развития института общественного наблюдения. Как отмечают эксперты, представленные в документе выводы нашли отражение и в региональной практике. Эксперты прокомментировали общероссийские тенденции, рассказали, как они отразились на уровне избирательных кампаний в регионах, а также порассуждали о векторах развития наблюдения. Подробнее – в материале НОМ.
В Оренбургской области Общественная палата подготовила 3 тыс. наблюдателей для всех избирательных участков по программе Ассоциации НОМ и ОП РФ. За 3 дня голосования наблюдатели передали в штаб 11700 информационных сообщений. Из них 3 в статусе «решенные проблемы» – все произошли в г. Орск и были связаны с неконструктивной позицией партии КПРФ, пишет издание Оренбург.медиа. «В пользу общественного контроля говорит выявление и оперативное разрешение острых вопросов в ходе выборов. В частности, были выявлены такие нарушения, как опломбирование урн для голосования наблюдателями от политических партий, скрытая установка камер видеонаблюдения наблюдателями зарегистрированных кандидатов. Эти нарушения в основном связаны с отсутствием достаточных знаний по вопросам избирательного права и процесса и не смогли повлиять на результаты выборов», – напомнил заместитель руководителя общественного штаба по наблюдению за выборами в Оренбургской области, кандидат юридических наук Евгений Цибарт.
Координатор группы экспертов регионального штаба по наблюдению за выборами при Общественной палате Республики Дагестан, политолог Эдуард Уразаев согласился с выводом о создании необходимого задела для обеспечения высоких стандартов общественного наблюдения на выборах в Государственную Думу Российской Федерации в 2026 году. «Этому будет способствовать кадровый резерв из десятков тысяч подготовленных наблюдателей и опробованная методологическая база общественного контроля», – отметил он. Важным для обеспечения легитимности избранных органов власти является и вывод в докладе экспертов НОМ об открытости и конкурентности избирательного процесса в России. Это относится и к Дагестану, что видно, в частности, из сравнения средних конкурсов на мандаты депутатов столиц регионов, считает Уразаев. В доказательство он напомнил, что если в избирательных бюллетенях по единым округам на выборах депутатов 15 столиц регионов было включено в среднем 6 партийных списков, то в Махачкале – 5 списков. Такой же конкурс был и в других 6 городах Республики, где выборы прошли по партийным спискам. Он сообщил, что достаточно высокий уровень конкуренции был и на выборах 21 главы сельских поселений Дагестана, где на одно место в среднем претендовало три человека, включая много самовыдвиженцев.
Заслуженный юрист Ульяновской области, кандидат юридических наук Елена Абдрахманова озвучила инициативу создания общественного центра мониторинга на базе юридического факультета УлГУ совместно с Российским обществом «Знание», на базе которого будут проводиться различные мероприятия с представителями регионального отделения Ассоциации юристов России, участниками которых станут ученики 11-х классов, первокурсники юридического факультета, студенческое сообщество, работающая молодёжь. Цель деятельности центра – формирование кадрового резерва будущих общественных наблюдателей. А член Общественной палаты Ульяновской области, директор филиала Российского общества «Знание» в Ульяновской области Надежда Петрищева предложила в рамках Гражданского форума 2025 года запланировать проведение площадки по вопросам организации общественного центра мониторинга, рассмотрению подготовки к следующим предстоящим выборам с участием представителей АЮР и лекторов общества «Знание». По итогам обсуждения эксперты регионального общественного штаба отметили, что представленный доклад ассоциации НОМ позволяет комплексно оценить итоги ЕДГ–2025, выявить лучшие практики и определить приоритетные направления для дальнейшего развития института общественного наблюдения.
По словам старшего преподавателя кафедры международных отношений, политологии и регионоведения ЮУрГУ, эксперта Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области Максима Двойненко, общественные наблюдатели сегодня – это высококвалифицированные специалисты, обладающие цифровыми, правовыми и коммуникативными компетенциями, готовые к выборам в Госдуму в 2026 году. «Данный тезис я готов подтвердить личным опытом подготовки и последующего анализа вовлеченности общественных наблюдателей Челябинской области», – подчеркнул он.
Член Общественного штаба Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами Александр Муравец подтвердил открытость системы ДЭГ для независимого гражданского контроля: «У нас была возможность осуществлять проверочные действия, включая наблюдение в реальном времени за процедурой выдачи бюллетеней и самим голосованием, а также скачивать архивы транзакций блокчейна и с помощью утилиты наблюдателя убеждаться в целостности данных, корректности подсчёта и расшифровки результатов. Мне удалось лично убедиться в устойчивости и гибкости системы наблюдения. В результате никаких подозрительных артефактов выявлено не было», – отметил он.
Комментировали эксперты и перспективы развития форм голосования. Как подчеркнул Алексей Громский, член Штаба общественного наблюдения за выборами Новгородской области и эксперт Ассоциации НОМ, экстерриториальное голосование укрепляет демократические институты и способствует полной реализации избирательных прав граждан. «Этот механизм успешно учитывает современные миграционные процессы и сохраняет политико-культурные связи с регионом», – уточнил он.