https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Выборы в Национальное собрание Республики Корея: оценки экспертов НОМ

10.04.2024

10 апреля стартовали всеобщие выборы в Национальное собрание Республики Корея (однопалатного парламента). Всего в выборах принимают участие 38 партий – рекордное число за всю историю парламентских выборов в стране. Опросы общественного мнения, проведенные в марте 2024 года, показывают, что 44% респондентов заявляют о намерении поддержать правящую Партию народной власти, в то время как 49% – оппозиционную Демократическую партию. Эксперты НОМ отмечают, что от исхода выборов будет зависеть устойчивость и динамизм политической системы страны в целом, а в случае победы оппозиционных сил Президенту страны будет сложнее проводить инициативы в поддержку Украины против российских интересов. Подробнее – в комментариях аналитиков для портала НОМ.

В Южной Корее в соответствии с Конституцией и законодательством Президент является главой государства, избираемый на всеобщих и прямых выборах на пять лет. Законодательный орган – однопалатное Национальное собрание избирается на четыре года. Президентские и парламентские выборы проводятся в разные календарные сроки и от того, какие политические силы представлены в парламенте – дружественные или оппозиционные главе государства – во многом зависит эффективность сосуществование и взаимодействие главы государства и парламента, устойчивость и динамизм политической системы страны в целом, говорит член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук Владимир Лысенко.

«После проведения последних президентских и парламентских выборов парламент находился в политической оппозиции к главе государства – Президенту Южной Кореи Юн Сок Ёль, и после выборов 10 апреля глава государства и парламент должны политически сосуществовать в течение трех лет до истечения полномочий действующего Президента Южной Кореи, избранного в 2022 году», – рассказал эксперт.

254 депутатов выбирают по мажоритарному принципу в одномандатных избирательных округах, оставшиеся 46 мандатов распределят между политическими партиями по пропорциональной системе. Такая модель распределения 46 депутатских мандатов призвана повысить парламентское представительство так называемых малых политических партий (партий-сателлитов) в парламенте, говорит В. Лысенко.

Всего списки представили 38 политических партий, что стало рекордом за историю парламентских выборов в Корее. Длина «партийного» бюллетеня составляет 51,7 см. В Южной Корее практически любая партия имеет право претендовать на участие в выборах, подписей для этого собирать не нужно. В целом, для участия в парламентских выборах зарегистрировано 686 кандидатов. Таким образом, на один депутатский мандат в среднем приходится немногим более двух кандидатов. Правящая Партия народной власти зарегистрировала 252 кандидата, основная оппозиционная Демократическая партия – 244, в качестве независимых кандидатов в выборах участвуют 56 человек.

Правящая Партия народной власти призывает избирателей поддержать на выборах ее предвыборную программу, заявив, что президент Кореи последние два года не мог продвигать свою повестку дня, поскольку Национальная ассамблея контролируется политической оппозицией, рассказал эксперт. «В то же время Демократическая партия, являющаяся основной оппозиционной политической партией действующему главе государства и его «правящей» Партии народной власти, призывает избирателей вынести вотум недоверия «некомпетентной», по ее мнению, правящей парламентской и президентской администрации, обвиняя ее в серьезном ухудшении экономики и уровня жизни людей за последние два года (в 2019 году Демократическая партия одержала на парламентских выборах убедительную победу, получив 180 депутатских мандатов)», – указал В. Лысенко.

Мониторинг размещения агитационных материалов участниками выборов проводит МВД Южной Кореи. В течение только последнего месяца проведения такой проверки МВД страны удалило около 13 тыс. политических баннеров, незаконно размещенных по территории страны в рамках так называемого предагитационного периода, предшествующего официальному агитационному периоду, начинающемуся 20 марта. В целом это свидетельствует о большом числе незаконной политической агитации, которую размещают непосредственные участники парламентских выборов – такой вывод делает В. Лысенко.

Опросы общественного мнения, проведенные в марте 2024 года, показывают небольшой разрыв между основными конкурирующими политическими силами страны: 44% респондентов заявляют, что намерены поддержать правящую Партию народной власти, в то время как 49% – оппозиционную Демократическую партию. Как отмечает профессор Сувонского университетапублицист Илья Беляков (Республика Корея), больше шансов на победу у оппозиционного лагеря. «Антироссийская риторика в ходе агитации не звучала. Парламентские выборы ориентированы прежде всего на внутреннюю аудиторию и касаются внутренних дел страны. Пророссийских сил в Южной Корее нет вообще. Из двух главных сил (консервативной и демократической) последняя, можно сказать, более склонна к диалогу с Россией», – говорит И. Беляков. По мнению эксперта, демократы более адекватно смотрят на внешнюю политику и считают, что конфликт России и Украины – не дело Южной Кореи и участвовать в нём не нужно.

Досрочное голосование уже показало высокую явку, она объясняется прежде всего недовольством населения нынешним президентом, считает эксперт. «Претензий к действующему президенту очень много. Одна из самых главных – неумение справляться с экономикой. После пандемии экономика во всем мире восстанавливается и растет, в Корее она буксует. Большие проблемы с курсом валют, с экспортом-импортом», – поясняет И. Беляков.

Подсчет голосов будет проходить таким образом: после того как бюллетени пропустят через сортировочные машины и прежде чем поместят в устройства подсчета голосов, организаторы вручную проверят каждый бюллетень. В дни голосования можно прийти на любой избирательный участок в Южной Корее, не важно, где ты живешь, рассказывает И. Беляков. Ящики для голосования находятся под беспрерывным видеонаблюдением. При этом никаких технических новшеств на выборах не применяется, указывает И. Беляков. «В Республике пытались в начале нулевых внедрить голосование по интернету, но опыт не удался», – подчеркивает он. Наблюдатели от всех партий и организаций будут следить за процессом голосования, также в стране присутствуют международные наблюдатели.

Парламентские выборы вызывают большой интерес в корейском обществе, и этот интерес постоянно растет, судя по явке на выборы. В 2008 году она составила 46.01%, в 2012 году – 54.26%, в 2016 году – 58.03%, в 2020 году – 66.21%. «Таким образом наблюдается тенденция роста числа избирателей, принимающих участие в голосовании на парламентских выборах», – говорит В. Лысенко.

На внешнюю политику Южной Кореи эти выборы не окажут большого влияния, тем не менее президенту станет сложнее лоббировать определенные действия на международной арене, считает И. Беляков. «Парламент в Южной Корее не имеет никакого отношения к внешней дипломатии. Если победит оппозиция и займет большинство в парламенте, то президенту будет труднее лоббировать некоторые моменты, например, поставку вооружения Украине. Такие вещи должны происходить с согласия парламента», – подчеркивает он.

Эксперты НОМ ведут дистанционный мониторинг выборов 10 апреля в Республике Корея и прокомментируют итоги.


Читайте также

После 21 мая 2024 года легитимность главы украинского государства  Владимира Зеленского под вопросом – в законодательстве страны есть правовой пробел, связанный с неурегулированностью вопроса перехода властных полномочий при проведении выборов, отмечают эксперты ЭИСИ. При этом точку в вопросе о его легитимности при условии соблюдения хоть каких-то демократических процедур должен был поставить Конституционный суд Украины, но его никто не запрашивал – вместо этого заявление о легитимности Зеленского делает еврочиновник. Впрочем, Запад подходит к этому вопросу с точки зрения целесообразности и закрывает глаза на нарушение законодательства – Украина в ее нынешнем виде выгодна Западу как площадка для ведения прокси-войны с Россией, указывают эксперты.

Институт президентской власти во многих государствах СНГ сталкивается с серьёзными вызовами внешнего вмешательства – США и их сателлиты пытаются подорвать доверие к неугодным главам государств через непризнание выборов, проходящих в их странах. В этой связи вопрос защиты электорального суверенитета и создания новых деполитизированных наблюдательских институтов стоит особенно остро. Об этом говорили участники международной конференции «Институт президентской власти в странах СНГ», проходящей сегодня в Санкт-Петербурге.

29 мая в Южно-Африканской Республике состоятся всеобщие выборы в Национальную ассамблею, а также в законодательные органы провинций. По прогнозам экспертов НОМ, правящий Африканский национальный конгресс (АПК) может впервые за 30 лет не получить большинства голосов, а значит, потерять контроль над предстоящими выборами президента, который избирается парламентом. Подробнее о ходе кампании и особенностях избирательной системы страны – в обзоре НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26