https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Доклад СПЧ по мониторингу общероссийского голосования: итоги и выводы

14.07.2020
Временная рабочая группа СПЧ по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения внесения изменений в Конституцию Российской Федерации приняла доклад по итогам работы на избирательных участках в одиннадцати регионах страны.

Главные выводы, к которым пришли правозащитники:
- Голосование было легитимным, количество нарушений, способных повлиять на волеизъявления граждан незначительно, а в тех комиссиях, где подтверждались серьезные нарушения, результаты были отменены.
- Санитарно-эпидемиологические требования при проведении общероссийского голосования выполнялись.
- Отдельные формы голосования, применявшиеся на общероссийском голосовании, после их доработки возможны для использования при проведении выборов различного уровня.
- Необходимо продолжить работу по развитию системы общественного контроля в электоральной сфере. Особое внимание уделить качеству подготовки наблюдателей.
- Практику применения "многодневного голосования" признать правильной в условиях соблюдения мер санитарно-эпидемиологической безопасности. Возможность голосования на выборах различного уровня в течении 2-3 дней после анализа опыта общероссийского голосования и обсуждения с экспертным сообществом рекомендовать закрепить законодательно.

В состав ВРГ СПЧ по мониторингу голосования вошло 11 человек. Мониторинг осуществлялся в 11 субъектах Российской Федерации, а также в ТИК ДЭГ (территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования).

В период общероссийского голосования члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования работали в Москве (М.А. Большакова, И.Б. Борисов, А.С. Брод, Е.М. Меркачева, И.В. Киркора) и Санкт-Петербурге (Н.Л. Евдокимова), Республике Адыгея (А.В. Бабушкин), Краснодарском (А.В. Бабушкин) и Пермском краях (Т.И. Марголина), в Калужской (М.А. Большакова), Ленинградской (Н.Л. Евдокимова), Московской (А.С. Точенов), Новосибирской (И.В. Киркора), Рязанской (Е.М. Меркачева), Свердловской областях (Т.Г. Мерзлякова). Также за деятельностью территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования в Москве и Нижегородской области осуществлял наблюдение Л.В. Поляков.

ДОКЛАД

Временной рабочей группы по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации

Москва. Июль 2020

Оглавление

Введение.

1. Организация деятельности ВРГ СПЧ по мониторингу голосования.

2. Анализ поступившей информации о нарушениях прав граждан.

1. Распределение рабочей нагрузки на членов избирательных комиссий, наблюдателей и представителей органов правопорядка.

2. Организация голосования во дворах.

3. Правовое регулирование понятия агитации «за» и «против» введения поправок.

4. Ограничение прав членов участковых избирательных комиссий.

5. Организация электронного голосования.

6. Обращения граждан в связи с давлением по поводу голосования.

7. Качество общественного наблюдения.

8. Достоверность информации о нарушениях.

3. Рекомендации и предложения.

Выводы.

Введение

Временная рабочая группа по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (далее ВРГ СПЧ по мониторингу голосования) была создана в соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет, СПЧ) 9 июня 2020 года.

Целью создания ВРГ СПЧ по мониторингу голосования являются содействие реализации избирательных прав граждан при подготовке и проведении общероссийского голосования, выявление и предотвращение нарушений, связанных с защитой избирательных прав граждан в период проведения общероссийского голосования, проверка информации о правонарушениях, а также в условиях противодействия коронавирусной инфекции, осуществление мониторинга работы участковых избирательных комиссий в вопросах защиты здоровья участников общероссийского голосования.

17 июня Председатель ЦИК России Элла Памфилова обратилась к председателю Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерию Фадееву провести в рамках деятельности ВРГ СПЧ по мониторингу голосования мониторинг готовности избирательных участков с точки зрения соблюдения мер санитарной-эпидемиологической безопасности.

Проведение общероссийского голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации регламентировалось ст. 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», указами Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» от 25 марта 2020 года, № 205 «О переносе даты общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» и от 01.06.2020 г. № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», принятым ЦИК РФ «Порядком общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами ЦИК РФ и Роспотребнадзора.

Основной день голосования согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина, - 1 июля, однако россияне в соответствии с Порядком общероссийского голосования могли проголосовать и в период с 25 по 30 июня. Это было сделано в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона о поправке № 1-ФКЗ от 17 марта 2020 года о «необходимости создания максимальных удобств для участников общероссийского голосования» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2020 г. № 354, в целях «обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Согласно постановлению Центризбиркома России, участки для голосования работали с 25 июня по 1 июля с 08:00 до 20:00 по местному времени во всех регионах РФ, а подсчет голосов осуществлялся после 20:00 по местному времени 1 июля по всем семи дням голосования.

Кроме «Голосования до дня голосования» ЦИК России, руководствуясь положением п. 11 ст. 2 Закона о поправке № 1-ФКЗ от 17 марта 2020 года, применила и иные формы голосования.

Впервые на федеральном уровне была использована электронная форма голосования. Заявки на проведение у себя онлайн-голосования по поправкам в Конституцию РФ изначально подали пять регионов - Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Нижегородская область и Карелия. Но ЦИК России решила предоставить такую возможность только двум – Москве и Нижегородской области.

Были расширены, по сравнению с порядком голосования на выборах, категории граждан, которые могут проголосовать вне помещения для голосования. Был определен порядок голосования «для групп участников голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, территориях общего пользования и в иных местах)».

В списки участников голосования были включены 109190337 граждан России. В голосовании приняли участие 74114217 человек или 67,97%.

На вынесенный на общероссийское голосование вопрос "Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?" ответили "Да" 57747288 человек, что составляет 77,92 % от числа граждан участников голосовании. "Нет" ответили 15761978 человек или 21,27% проголосовавших.

Из них, по результатам дистанционного электронного голосования по Москве, поправки поддержали 601096 человек, что составляет 62,33% от числа участников электронного голосования, против – 363341 человек или 37,76% соответственно. В Нижегородской области по итогам дистанционного электронного голосования поправки поддержали 75073 избирателя (59,69%), против - 50700 избирателей (40,31%).

В соответствии с Постановлением ЦИК России № 256/1888-7 от 3 июля 2020 года считать изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», за которые проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, одобренными.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2020 г. № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» поправки в Конституцию вступили в силу с 4 июля 2020 года.

1. Организация деятельности ВРГ СПЧ по мониторингу голосования

Работа осуществлялась в соответствии с устоявшейся практикой и, исходя из опыта работы Мониторинговой рабочей группой по выборам (МРГ СПЧ). Сопредседателями ВРГ СПЧ по мониторингу голосования избрали А.С. Точенова и И.Б. Борисова.

В состав ВРГ СПЧ по мониторингу голосования вошло 11 человек. Мониторинг осуществлялся в 11 субъектах Российской Федерации, а также в ТИК ДЭГ (территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования).

В период общероссийского голосования члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования работали в Москве (М.А. Большакова, И.Б. Борисов, А.С. Брод, Е.М. Меркачева, И.В. Киркора) и Санкт-Петербурге (Н.Л. Евдокимова), Республике Адыгея (А.В. Бабушкин), Краснодарском (А.В. Бабушкин) и Пермском краях (Т.И. Марголина), в Калужской (М.А. Большакова), Ленинградской (Н.Л. Евдокимова), Московской (А.С. Точенов), Новосибирской (И.В. Киркора), Рязанской (Е.М. Меркачева), Свердловской областях (Т.Г. Мерзлякова). Также за деятельностью территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования в Москве и Нижегородской области осуществлял наблюдение Л.В. Поляков.

До дня и в период общероссийского голосования члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования тесно взаимодействовали с представителями ЦИК России, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Общественной палатой Российской Федерации, региональными избирательными комиссиями, общественными палатами и уполномоченными по правам человека, Ассоциацией юристов России, Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг», а также с представителями общественных организаций.

В Москве была создана региональная временная рабочая группа по мониторингу голосования под председательством члена Совета И.Б. Борисова.

В Свердловской области уполномоченный по правам человека, член Совета Т.Г. Мерзлякова совместно с региональной общественной палатой развернула и возглавила Центр общественного наблюдения.

В регионах своего проживания мониторинг проводили Н.Л. Евдокимова, Т.И. Марголина, А.С. Точенов. Это Санкт-Петербург и Ленинградская область, Пермский край и Московская область.

В Краснодарский край и Новосибирскую область выехали А.В. Бабушкин и И.В. Киркора. В Калужской и Рязанской областях отработали М.А. Большакова и Е.М. Меркачева. Также А.В. Бабушкин выезжал на голосование в Республику Адыгея.

Кроме того, осуществлялся мониторинг соцсетей, СМИ и интернет-ресурсов правозащитных организаций. В сфере внимания ВРГ СПЧ по мониторингу голосования находились и другие аспекты: соблюдение прав СМИ, есть ли возможность выразить волеизъявление гражданам, содержащимся в СИЗО, наличие особых условий голосования для маломобильных граждан, а также многое другое.

Членами Совета А.В. Бабушкиным в г. Краснодаре и Е.М. Меркачевой в Москве проведен мониторинг организации голосования в следственных изоляторах. А.В. Бабушкин 1 июля посетил СИЗО № 1 города Краснодара, а Е.М. Меркачева 1 июля посетила СИЗО № 2 в Москве.

Члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования посетили около 120 избирательных участков. В процессе работы особое внимание уделялось трем аспектам:

1. Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм (права граждан на безопасность и охрану здоровья);

2. Соблюдение принципов всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании (реализация права граждан на участие в управлении государством через общероссийское голосование);

3. Проверка информации о правонарушениях при голосовании.

В случае личного выявления правонарушения или получения информации о конфликтной ситуации, члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования принимали меры по проверке полученных сведений и, в случае подтверждения, фиксировали нарушение, информировали соответствующие избирательные комиссии, государственные органы власти и содействовали его урегулированию.

Настоящий доклад основан на отчетах членов ВРГ СПЧ по мониторингу голосования, осуществлявших мониторинг в субъектах Российской Федерации. Доклад содержит информацию о выявленных конфликтах, а также выводы и рекомендации по совершенствованию механизмов обеспечения избирательных прав граждан, в том числе в условиях эпидемий и других катаклизмов.

2. Анализ поступившей информации о нарушениях прав граждан

В соответствии с письменными и устными отчетами членов ВРГ СПЧ по мониторингу голосования был проведен анализ и обобщение информации об имевших место конфликтах, связанных с нарушениями избирательных прав граждан.

1.Распределение рабочей нагрузки на членов избирательных комиссий, наблюдателей и представителей органов правопорядка

При недельном голосовании объем работы членов избирательных комиссий, наблюдателей, волонтеров, представителей правопорядка значительно увеличился. Члены УИК не только организуют процедуру голосования как в помещении участка, так и вне его, но и обеспечивают санитарно-эпидемиологическую безопасность голосования. При оплате их труда изначально не была учтена возросшая нагрузка. Для большинства граждан, ставшими наблюдателями, эта деятельность является добровольческой, и далеко не все из них могли участвовать в наблюдении за голосованием во все дни.

Формат подготовки, отбора и организации процесса наблюдения стал сложнее.

2. Организация голосования во дворах

При голосовании во дворах многоквартирных домов в некоторых случаях присутствовали признаки косвенного принуждения к голосованию. В частности, старшие по подъездам осуществляли поквартирный обход и приглашали проголосовать.

Имели место случаи риска несоблюдения тайны голосования, когда участники голосования делали отметки в бюллетене прямо на столах, не всегда создавались соответствующие условия для тайного голосования.

3. Правовое регулирование понятия агитации «за» и «против» введения поправок

Члены ВРГ СПЧ по мониторингу голосования отмечают, что на отдельных участках для голосования и в местах для голосования вне помещений находились как информация о поправках в Конституцию (порой неполная), так и материалы, побуждающие голосовать за поправки.

4. Ограничение прав членов участковых избирательных комиссий

В соответствии с постановлением ЦИК России «О порядке общероссийского голосования по вопросам одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» в редакции от 23 июня 2020 года в пункте 3.2 сказано, что наблюдатели вправе знакомиться со списком участников общероссийского голосования, графиками работы (даты и часы) участковой комиссии для проведения голосования до основного дня голосования. А для членов комиссий с правом решающего голоса эти права не прописаны. Этим воспользовались, в частности, в некоторых районах Санкт-Петербурга председатели участковых и территориальных избирательных комиссий. Они утверждали, что право знакомиться со списком участников общероссийского голосования, графиками работы (даты и часы) участковой комиссии для проведения голосования до дня голосования и др. не прописано в «Порядке голосования», а что не разрешено, то запрещено. Аналогичная ситуация была зафиксирована в г.о. Химки Московской области. Кроме того, в Химках на нескольких УИК к работе необоснованно были не допущены отдельные члены комиссий с правом решающего голоса. Эта проблема была устранена лишь 30 июня после вмешательства ИКМО.

5. Организация электронного голосования

Организацией голосования, в том числе и электронного, должна заниматься избирательная комиссия субъекта, где осуществляется дистанционное электронное голосование. На данный момент организацию электронного голосования осуществляет департамент информационных технологий города Москвы, что снижает доверие граждан к процедуре голосования.

6. Обращения граждан в связи с давлением по поводу голосования

В Совет поступала информация о принуждении или активном побуждении к голосованию руководителями отдельных предприятий своих работников, о «приписывании» сотрудников компаний и бюджетных организаций к конкретным избирательным участкам.

7. Качество общественного наблюдения

По данным ОП РФ в общественном наблюдении за общероссийским голосованием участвовало более 526 тысяч наблюдателей от партий, общественных организаций и просто активных граждан. Это беспрецедентное количество наблюдателей. Однако некоторыми экспертами отмечается низкое качество подготовки части наблюдателей и их пассивное поведение на участках для голосования. В первый день голосования, 25 июня, до основного дня голосования отмечались сбои в организации наблюдения.

8. Достоверность информации о нарушениях

На сайтах отдельных общественных организаций в социальных сетях, телеграмм-каналах распространялись «фейковые» новости о якобы имевших место нарушениях на выборах. Такая же информация поступала и на горячие линии региональных СПЧ, Центров общественного наблюдения, общественных штабов и общественных палат регионов. В большинстве случаев при проверке такая информация не подтверждалась.

3. Рекомендации и предложения

С учётом того, что опыт проведения общероссийского голосования может быть применён при проведении выборов разного уровня, в том числе и в условиях сложной эпидемиологической обстановки, ВРГ СПЧ по мониторингу голосования предлагает следующее:

При организации многодневного голосования необходимо учитывать возрастающую нагрузку на членов избиркомов, в первую очередь, на членов участковых комиссий. Необходимо предусмотреть дополнительное финансирование, оперативное использование имеющегося резерва членов комиссий. Рассмотреть вопрос о профессионализации работы в УИК, как это реализовано в ряде зарубежных стран (1-2 члена участковых комиссий, обеспечивающих технологический процесс).

Принимать дальнейшие меры для исключения возможностей принуждения к голосованию, ввести строгие меры административной ответственности за эти правонарушения с ускоренной процедурой их применения в ходе избирательной кампании.

Процедуры дистанционного электронного голосования в Москве требуют дальнейшего развития и проработки вопроса об исключении возможности двойного голосования (дистанционно и очно на участке).

Следует принять четкие пошаговые правила организации процесса голосования: от текста информирования граждан по громкой связи о возможности проголосовать во дворе и до размера отверстия в урне для опускания листа для голосования.

Целесообразно рассмотреть возможность назначения общественными палатами членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Кроме этого, определить правовой статус мобильных групп по разрешению конфликтных ситуаций от субъектов, направляющих наблюдателей, а также статус мониторинговых групп СПЧ.

Предусмотреть возможность отзыва наблюдателей субъектом его направившим. Ввести административную ответственность за подделку направления общественного наблюдателя.

В последующем необходимо обратить внимание на повышение профессионализма общественных наблюдателей и обеспечение их специальными «дорожными картами» для осуществления наблюдения.

Провести совместное совещание СПЧ, ОП РФ, ЦИК России и представителей экспертного сообщества по развитию института общественного наблюдения за соблюдением избирательных прав граждан.

Кроме того, предложения по совершенствованию процедур голосования в период сложной эпидемиологической обстановки указаны в главе VII «Избирательные права и право на участие в управлении делами государства» Доклада СПЧ «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина».

Выводы

Голосование легитимно. Количество официальных жалоб и заявлений минимально. Количество нарушений, способных повлиять на волеизъявления граждан, незначительно.

Санитарно-эпидемиологические требования при проведении общероссийского голосования выполнялись.

Отдельные формы голосования, применявшиеся на общероссийском голосовании, после их доработки возможны для использования при проведении выборов различного уровня.

Необходимо продолжить работу по развитию системы общественного контроля в электоральной сфере. Особое внимание уделить качеству подготовки наблюдателей.

Практику применения «многодневного голосования» признать правильной в условиях соблюдения мер санитарно-эпидемиологической безопасности. Возможность голосования на выборах различного уровня в течении 2-3 дней после анализа опыта общероссийского голосования и обсуждения с экспертным сообществом рекомендовать закрепить законодательно.

Необходимо использовать опыт общероссийского голосования для развития прямой демократии и участия граждан в управлении государством. Источник
Читайте также
https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26