Эксперты оценили подготовку к выборам и прокомментировали действия Навального

01.02.2018
01.02.2018
Политологи рассказали, чего ожидать от предстоящих президентских выборов, которые пройдут 18 марта.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) сегодня опубликовал данные опроса, посвященного Выборам-2018. О данных опроса мы сообщали ранее.

Прокомментировать данные опроса НЕВСКИЕ НОВОСТИ попросили Директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова.

Опрос выявил очень большой процент потенциальных избирателей: 71 % россиян готовы прийти на выборы.

Опрос, скорее, выявил количество людей, заявивших, что они готовы прийти на выборы. Социологи подчеркивают, что в подобных опросах люди говорят то, что хотят сказать, а не то, что будет на самом деле. Опрошенные, скорее, продемонстрировали «социально-одобряемую» позицию по выборам, но по «прогнозу участия» нужно ввести процент корректировки. Эта цифра сместится, конечно, в сторону уменьшения и в разных регионах по-разному, однако каких-то кардинальных неожиданностей не предвидится.

На протяжении нескольких месяцев по тем же опросам ВЦИОМ мы видим, что процент демонстрирующих свое положительное намерение к явке на выборы примерно одинаковый и высокий – все время около 70 % он держится. Не дай Бог, конечно, произойдет что-то экстраординарное во внешнеполитической ситуации или внутриполитической. Но если все будет более-менее спокойно – на явку ничего особо не повлияет.

Возможны ли какие-то провокации, чтобы понизить возможную явку избирателей?

Я не думаю, что какие-то провокации могут сильно понизить явку. Провокация, например, – это неожиданно сняться всем кандидатам, скажем так, "первого ряда", кроме Владимира Путина. Но это, скорее, из разряда невероятных прогнозов. Что нужно предложить Борису Титову, Грудинину и Собчак, чтобы они одновременно сняли свои кандидатуры с выборов? Это невероятно.

Возможны ли какие-то изменения в рейтинге кандидатов? Ну, например, что может сделать Ксения Собчак для повышения рейтинга, ведь она вполне узнаваемый кандидат особенно для молодежи?

Фамилию Собчак без сомнения многие знают в нашей стране. Молодежь знает Ксению Собчак даже больше, чем ее папу, но одно дело знать, а другое дело голосовать. Владимира Вольфовича тоже знает вся страна, но это не значит, что вся страна будет за него голосовать. Узнаваемость и рейтинг кандидата – это 2 разные вещи.

Для Ксении Собчак важно вывести свой электорат, вывести молодежь на выбор: тех, кто к ней позитивно относится и готов на радикальные перемены, на радикальную игру. Заявка на то, что после выборов на основании ее политического движения будет создана новая политическая пария и в ней могут найти свое применения молодые ребята, раньше в политике не участвовавшие и не имевшие возможности реализовать свои политические амбиции в рамках традиционных партий. Да, для нее это возможность и повысить явку, и активность своих сторонников. Но этим нужно очень серьезно заниматься, и это не только участие в телевизионных шоу. Тем более, как раз их молодежь смотрит в меньшей степени, поэтому отработка традиционного информационного канала: участие в дебатах с Познером или с Соловьевым – это важно, чтобы о себе заявить, но это не игра на ее потенциальных избирателей.

Сильных неожиданностей я не жду в изменении рейтинга кандидатов. Могут быть неожиданности, например, если про Павла Грудинина узнают что-то совсем уж неприглядное, и он рухнет со второго – третьего места на пятое – шестое.

А вообще, кандидаты «играют» не в то, чтобы выиграть президентскую гонку. Представители левых партий «играют» в попытку сформировать новый баланс сил на левом фланге перед выборами нового руководства в КПРФ, перед переформатированием внутри КПРФ и вообще, возможно, всех левых партий.

То же в блоке, поддерживающем Жириновского: идет борьба между региональными элитами, группами ЛДПР, потому что понятно, что Владимир Вольфович будет партию покидать. На сегодняшний день он единственный лидер в партии и ее лицо, но… старенький уже, он уже в 2016 году пытался партию покинуть и передать бразды правления Игорю Лебедеву, своему сыну. Ставил его руководителем думской фракции, спикером в Думе от фракции, тот даже пытался несколько раз выступить, но все неудачно и ничего не получилось. Но время-то не отменить – ему нужно будет уходить, а партии искать новый формат, новые лица. Для регионалов это важно, что после ухода лидера партия будет представлять. И попытаться в регионах выставить новые компании, собрать новые силы. В Петербурге это особенно заметно, здесь молодые активные представители в ЛДПР реально либерально-демократического склада. И они–то, как раз готовы сыграть партию без Жириновского. Выборы для них – попытка смотра своих сил, попытка определить – что они смогут сделать.

В общем, реально за первое место с Путиным никто не борется, все играют в свою игру.

По опросам ВЦИОМ, Павел Грудинин сейчас идет на втором месте, но ведь еще несколько месяцев назад о нем вообще никто не слышал? В чем феномен?

Во-первых, он идет под брендом КПРФ. Есть стабильная поддержка - кандидат от КПРФ гарантированно получает определенный процент голосов. Не всегда и прежде на выборах КПРФ выставляла Геннадия Андреевича Зюганова, но все равно получала достойный процент, потому что некоторые избиратели идут голосовать именно за представителя коммунистов. Вот если в списке от КПРФ будет Грудинин и одновременно Сурайкин в списке от Коммунистов России – как между ними будут делиться голоса и сколько Сурайкин «оттащит» на себя – вот это будет интересно.

Когда люди будут голосовать, они будут видеть бюллетень, где не только против Грудинина будет стоять «коммунистический бренд». На самом деле саму программу кандидата смотрят небольшое количество людей. «Бренд коммунистический» будет «играть» на всех. И если Сурайкин будет в листе стоять выше Грудинина, по результатам жеребьевки, и напротив его фамилии будет написано Коммунисты России, то он получит достаточно много голосов. И то, что Грудинин сейчас на втором месте – это не факт, что так будет по результатам голосования.

Социология показывает, что до трети избирателей определяется – за кого голосовать прямо на избирательном участке. Кто-то даже по фотографии голосует: понравился кандидат – симпатичный молодой человек или блондинка с длинными волосами и поставили галочку. И так голосуют. А тем более за «бренд коммунистической партии». Эта интрига есть.

Опрос ВЦИОМ по возможной явке избирателей на Выборы-2018 НЕВСКИМ НОВОСТЯМ прокомментировала также кандидат психологических наук, генеральный директор «Центра социальных проектов «Белый Дом», заведующая лабораторией Института политической психологии и прикладных политических исследований ЛГУ им.А.С.Пушкина Инга Бурикова.

Число людей, которые точно не станут участвовать в выборах снизилось в два раза - с 7,6 % до 3,7 %. Чем Вы объясняете эту тенденцию и, в связи с этим - насколько можно оценить эффективность кампании, так называемой, "забастовки избирателей"?

Вопрос о явке социологи относят к так называемым вопросам с «социально-одобряемым» ответом: человек склонен немного приукрасить себя, чтобы выглядеть в глазах интервьюера «положительным героем». Ведь очевидно, что нужно исполнять свой гражданский долг и ходить на выборы. Именно поэтому социологи используют более точный термин «заявленная явка», а дальше производят с полученными результатами всевозможные расчеты, чтобы получить близкие к реальному поведению граждан цифры. Тем не менее, вопрос о явке важен, так как дает нам понять настроение избирателей относительно самой ситуации выборов. Сколько сомневающихся людей, а сколько настроены совсем критично.

Показательно, что на фокус-группах участники практически единогласно говорят о том, что пойдут на выборы Президента, так как это «главные выборы страны». Даже те, кто настроен по отношению к действующей власти отрицательно или с подозрением, все равно планируют прийти, чтобы выразить свой протест (порвать или испортить бюллетень, например) или не дать воспользоваться своим голосом.

Полностью согласна с полученными ВЦИОМом данными – людей, которые принципиально не пойдут на выборы Президента, действительно мало. Большая часть из тех, кто 18 марта не придет на избирательные участки, сейчас еще не имеют точного решения, идти или нет, не знают, как у них сложится день и т.д. Принципиально не голосующих всегда было в пределах 10-12%, а на выборах Президента – даже меньше. Остальные избиратели не голосуют в силу каких-либо обстоятельств.

В этой связи призыв к «забастовке избирателей», несмотря на свою оригинальность, играет не на понижение явки.

Напомним, что, так называемая, «забастовка избирателей» прошла в некоторых городах России в воскресенье 28 января. О ее итогах сообщали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

«Забастовка избирателей» - это довольно опасный аргумент для ситуации после дня голосования, попытка усомниться в легитимности избранного Президента. Это возможность заявить, что те, кто не пришел на выборы (а их будет по факту порядка 30%-40% граждан страны, 40 миллионов человек) – что вот эти 40 миллионов не пришли на выборы, так как они бастуют вместе с Навальным и не признают результатов выборов Президента. Поэтому средствам массовой информации нужно уже сейчас объяснять гражданам смысл такой уловки и «манипуляции» массовым сознанием. Объяснять, в чем они могут оказаться замешаны, сами того не подозревая.

Примечательно, что по итогам, так называемой, «забастовки избирателей» стали закрываться «народные» штабы Алексея Навального, так например, свое существование прекратил штаб в городе Тосно.

Источник
Больше важных новостей в Telegram-канале «NOM24». Подписывайся!

Назад к списку
Читайте также
В Бурятии возбудили второе уголовное дело о фальсификации избирательных документов
14.09.2018 14:37:00
25 просмотров
Саратовская область обсуждает общественное наблюдение
12.09.2018 13:55:00
30 просмотров
МОСГОРИЗБИРКОМ: НИ ОДНА ЖАЛОБА О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ВЫБОРАХ МЭРА НЕ НАШЛА СВОЕГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
12.09.2018 13:51:00
33 просмотров
Trump Themes
Make Metronic Great Again
+$2500
StarBucks
Good Coffee & Snacks
-$290
Phyton
A Programming Language
+$17
GreenMakers
Make Green Great Again
-$2.50
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200