«На Камчатке возможно всё». Интервью Владимира Солодова

26.04.2021
26.04.2021
Камчатский край или полуостров Камчатка в масштабах страны – небольшой регион с населением чуть больше 300 тысяч человек. Осенью 2020 года его возглавил Владимир Солодов – относительно молодой (38 лет) политик в масштабах госслужбы или, как принято сейчас говорить, «губернатор-технократ», представитель новой волны российских чиновников. О настоящем и будущем Камчатского края, вызовах современного мира и сложностях управления дальневосточным регионом – в эксклюзивном интервью с губернатором для «ФедералПресс».

«Участие президента в региональных проблемах – важно для нас»

Владимир Владимирович, в послании президента Федеральному Собранию была анонсированная масштабная помощь регионам. Камчатке президент уделил особое внимание. Региону дали поручение создать действующую структуру по приемке сжиженного газа. Насколько регион готов исполнить поручение президента? Можно ли как-то определить сроки до завершения столь масштабного проекта?

– Если сейчас провести опрос и узнать, что больше всего волнует жителей, то в топ-3 обязательно будет повышение тарифов ЖКХ. Мы осуществляем политику сдерживания их роста, но они все равно остаются одними из самых высоких в стране. К сожалению, месторождения газа не смогли оправдать себя. Сейчас у нас поставки в три раза ниже необходимых. Поэтому разницу нам приходится замещать мазутом. Мы вынужденно перевели Петропавловскую ТЭЦ на мазут. Произошла фактическая дегазификация региона. Но проблема куда масштабнее: мазут не только менее экологичен, но и стоит намного дороже газа. Только в 2020 году это повлекло за собой дополнительные расходы в 1 млрд рублей, а в 2021 может превысить 2 млрд рублей.

Выход только один – обеспечить разницу за счет поставок сжиженного природного газа с газоперевалочных пунктов. Один из таких будет создан при поддержке «Новатэк» в бухте Бечевинской. В итоге большой объем сжиженного природного газа будет переваливаться с судов ледового класса на суда генерального класса для дальнейшего экспорта по всей стране.

Объемы внушительные, и та часть газа, которая необходима для обеспечения потребностей Камчатского края, окажется несущественной. Нам это позволит решить часть проблем. Но не стоит забывать, что мы должны создать и газопринимающую инфраструктуру. Работы должны вестись синхронизированно со строительством большого пункта перевалки газа, чтобы полностью вся инфраструктура начала функционировать не позднее конца 2023 года.

Какие выводы вы сделали из послания главы государства применительно к Камчатке?

– В этом году президент сфокусировал тезисы послания вокруг ожидания жителей России. Упор был сделан на проблемы в области здравоохранения, уровня жизни, образования, инфраструктуры, коммунальных услуг, энергетики. И тот факт, что президент держит на личном контроле ситуацию в регионе, а также участвует в решении наболевших проблем – очень важно для нас. Я выражаю ему благодарность от всех жителей Камчатского края.

Если говорить о помощи регионам, то главное, что было анонсировано – возможность льготного кредитования. Оно необходимо для того, чтобы нивелировать инфраструктурную слабость. У нас достаточно низкий уровень закредитованности, а доля коммерческих кредитов стремится к нулю, поэтому мы имеем возможность достаточно эффективно воспользоваться новыми инструментами, предложенными президентом, а именно инфраструктурными кредитами под 3 % на 15 лет. Это крайне выгодное предложение, которое позволит существенно сократить издержки.

Как это в действительности может помочь Камчатскому краю?

– У нас появится возможность решить множество инфраструктурных проблем, которые накапливались годами. Приведу конкретный пример. Сейчас мы ставим задачу по наращиванию темпов строительства и благоустройства Петропавловска-Камчатского. Но упираемся в базовую инженерную структуру, а именно: дорожную инфраструктуру, теплосетевое хозяйство, водоснабжение, водоотведение и канализацию. Все это изношено и не обновлялось в некоторых случаях со времен СССР. Это отставание, которое накапливалось десятилетиями, требует серьезных финансовых вливаний. Проще говоря, нам необходимо полностью перестроить базовую инфраструктуру под землей, чтобы иметь возможность делать качественные дороги, строить новые здания, благоустраивать скверы.

«В столице чувствую себя провинциалом»

С 2015 года ваша жизнь связана с Дальним Востоком: сначала были заместителем полпреда в ДФО, затем работали в совете директоров Фонда развития Дальнего Востока, дальше – Якутия и Камчатка. В 2020-м вы возглавили Камчатский край. Как прошел для вас этот сложный пандемийный год? Удалось ли сформировать команду, на которую можно положиться?

– Действительно, уже шесть лет я живу и работаю на Дальнем Востоке. Здесь есть один критерий: если ты получаешь полную надбавку, то становишься настоящим дальневосточником. У меня накопился необходимый стаж. Более того, я коренной москвич, но когда приезжаю в столицу, то чувствую себя провинциалом. Просто отвык от того ритма, который задает Москва.

На самом деле я благодарен жителям Камчатского края за то, что они поддержали меня на сентябрьских выборах. Поэтому чувствую огромную ответственность перед ними. Люди ждут быстрых изменений, но это не всегда возможно из-за того, что проблемы, чаще всего, многослойны. В их решении мне помогает команда, которая заряжает меня энергией. Этим я хочу делится с нашими жителями.

Вы – молодой технократ, выпускник второго потока программы кадрового резерва. Какие навыки помогли вам сформировать свой стиль работы на Камчатке?

– Это одна из лучших и качественных образовательных программ, что я когда-либо проходил или делал сам. Она дает возможность не только получить обширные навыки и знания, но и познакомиться с большим количеством людей. Мы часто созваниваемся с коллегами и делимся опытом. Это очень помогло, например, во время пандемии. И именно в этом я вижу главную ценность этой программы – нам удалось создать связи, которые делают нас профессиональной командой.

«Кандидаты должны быть человечнее»

В сентябре этого года пройдут выборы не только в Госдуму, но и Законодательное собрание края. Насколько будет высокой конкуренция? Как сильно обновится состав местного парламента? Будут ли в Госдуме новые представители Камчатки, и есть ли уже неожиданные кандидаты?

– О конкретных фигурах говорить рано. Их определят жители края. Поэтому будем подводить какие-то итоги в начале осени после окончания кампании. Я рассчитываю, что изменения произойдут. Чиновники должны действовать в соответствии с посылами и импульсами, которые задает президент: быть человечнее, более открытыми, не зацикленными на бюрократических барьерах, работать в интересах людей, слушать и слышать их. И не только на выборах, но и после них.

Дальний Восток считается довольно протестным регионом. Как вы считаете, на Камчатке возможны массовые акции протеста в случае недовольства жителями края итогов предстоящих выборов?

– Наша задача сделать так, чтобы у людей была уверенность в прозрачности всех процедур, а результаты голосования отражали их волю. И мы будем работать именно над этим. У людей не должно закрасться сомнение, что их обманули. Самый простой способ показать это – открытость.

Камчатка – небольшой регион. Население – всего лишь 313 тысяч. Как говорится, все друг друга знают. И это чувствуется: я, например, часто общаюсь с людьми на улице. Получается единое сообщество. Это наше преимущество в сравнении с мегаполисами. Мы все здесь в одной лодке.

«У меня пока достаточно антител»

В стране проходит массовая вакцинация. Понятно, что, например, в Москве число привитых несоизмеримо больше, чем в Камчатском крае, но как в целом вы бы охарактеризовали ситуацию с вакцинацией в регионе? Сколько человек привито, и планируете ли вы присоединиться к числу тех, кто уже это сделал?

– Я переболел коронавирусом в ноябре. Есть четкие установки врачей не делать прививку, если сохранилось достаточное количество антител. У меня именно такая ситуация. По этому к вакцинации присоединюсь, когда их количество упадет до определенного минимума. Кстати, моей жене тоже не рекомендовано пока делать прививку: она на грудном вскармливании, ребенку девять месяцев.

Если говорить о регионе, то на Камчатке на сегодняшний день привито больше 20 тысяч человек. Для небольшого населения – это хороший показатель. Мы делаем ставку на наиболее уязвимую аудиторию: среди людей старше 60 [лет] у нас привито 35 %, врачей – 60 %, учителей – свыше 30 %. Почти все вахтовые работники получили прививки: число вакцинированных приближается к 100 %.

Благодаря тому, что к нам начали поступать вакцины с температурным режимом +2 и +8°С, удалось начать вакцинацию на отдаленных территориях. Мы планируем постоянное увеличение вакцинации. На этой неделе должны достигнуть показателей в 1000 вакцинированных в неделю, а на следующей – достигнуть отметки в 1500 вакцинаций.

Из-за пандемии серьезные проблемы возникли у малого и среднего бизнеса. Какая помощь была оказана? Это была только федеральная программа поддержки или свои региональные меры?

– Бизнес получил и федеральную, и региональную поддержку: около 2 млрд было выделено по линии федерального бюджета, а 1,7 млрд – краевого. Таким образом нам удалось существенно усилить федеральные меры. Мы акцентировали внимание на тех отраслях, которые имеют для нас особое значение. Например, туризм. Особой популярностью пользовались беспроцентные кредиты на покрытие заработной платы. Эта и другие меры помогли избежать массового банкротства.

На территории края, в основном, распространен бизнес в области туризма, общественного питания и сервиса. Мы будем продолжать их поддерживать. Из интересного я бы отметил меры по переориентированию сервисов в онлайн-формат. Мы выделяли гранты для тех предпринимателей, которые пробовали себя в этом направлении. В первую очередь, это коснулось торговли и различных языковых школ. Это помогло развить в крае сегмент онлайн-услуг.

«Высокая цена - давний миф»

Продолжим тему туризма. Известно, что Камчатский край – невероятно красивое место. Но как вы привлекаете туристов? Все же билеты в Петропавловск-Камчатский очень дорогие.

– Природа Камчатского края уникальна и неповторима. Любой, кто хотя бы раз побывал здесь, захочет вернуться и вновь увидеть величественные вулканы, вдохнуть океанский воздух, увидеть медведей, которые ловят рыбу вблизи от людей. Или заняться активными видами спорта. На Камчатке возможно все.

Насчет высоких цен – давний миф. Если заблаговременно планировать путешествие, то билет туда-обратно можно купить за 25 тысяч рублей. Это не так дорого для девятичасового полета. Я говорю о прямом рейсе из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Конечно, в пиковый сезон цены выше, но в регионе можно путешествовать круглогодично. В любой сезон можно найти что-то уникальное.

Наша задача сейчас – расширить туристический сезон. В этом поможет программа туристического кэшбека и наши меры поддержки. Также займемся расширением точек притяжения. Многие думают, что Камчатка ограничена гейзерами и вулканами. Это не так. На Камчатке сотни мест, которые могут впечатлить не меньше. Но для их популяризации необходимо развивать автомобильный туризм, кемпинги и глэмпинги, снегоходную инфраструктуру.

Более того, нам удалось добиться выделения субсидией на покупку вертолетов для региональных авиаперевозчиков. Это один из примеров быстрых решений, которые принимаются руководством страны. Местные перевозчики рассказали о дискриминации вертолетной техники. Они отметили, что самолеты могут быть приобретены по льготному лизингу, но это правило не касается вертолетов. И недавно вышло постановление правительства, которое запускает аналогичную программу и для них. Это даст возможность перевозчикам не только экономить на обновлении и расширении авиапарка, но и удерживать стоимость перевозок на приемлемом уровне или вовсе сделать перелеты доступнее.

Также определенные надежды на расширение возможностей путешествия по полуострову мы связываем с созданием дальневосточной авиакомпании. На Дальнем Востоке авиация безальтернативна. Но чтобы ее развивать, нужна господдержка. Без нее мы не справимся.

А как дела с автомобильной инфраструктурой?

– Активно развиваем. В этом году должно завершиться строительство трассы от Петропавловска-Камчатского до Мильково. Также в планах в этом году закончить реконструкцию самого интенсивного участка на территории полуострова, связывающего Петропавловск-Камчатский и аэропорт. Еще мы обновили асфальт не только на основных транспортных участках, но и на межквартальных, и внутриквартальных проездах.

«Персонально я не люблю Instagram»

Вы известны тем, что ведете активную деятельность в социальных сетях, особенно это касается Instagram. Что для вас социальные сети – мессенджеры, или замена традиционных СМИ?

– Я родился в 1982 году. Его называют переломным годом между поколениями X и Y. Мне это ощутимо. Помню достаточно хорошо советское время, 90-е... И уже 20 лет живу с мобильным телефоном и компьютером. Возможности Всемирной паутины – новая информационная среда. Как книгопечатание перевернуло весь мир в XV веке, так и интернет, и социальные сети сделали то же самое за за 20 лет.

Персонально я не люблю Instagram. Он не соответствует моим приоритетам. Я лучше воспринимаю текстовую информацию. Но мое мнение в этом вопросе не интересует никого, в том числе и меня. Если люди хотят видеть и читать меня в Instagram, то я буду там. Это позволяет мне доносить мнение до большой части аудитории напрямую.

Я всегда сам отвечаю в социальных сетях. Единственное – не всегда могу отвечать оперативно. В этом помогают профильные министерства, которые «мониторят» комментарии в ленте. Для меня важна именно персональная коммуникация. Признаюсь, мне помогают подбирать фотографии. Есть фотохудожники, за которыми я слежу. Часто использую их фотографии, но всегда указываю ссылку на авторов. Источник
Больше важных новостей в Telegram-канале «NOM24». Подписывайся!

Назад к списку
Читайте также
Малочисленным народам Севера - специфические меры поддержки
29.04.2021 17:39:36
Миронов: Без объединения левых сил «Единую Россию» не сломить
29.04.2021 17:14:56
Приамурье - лидер ДФО по развитию за счёт частных инвестиций
29.04.2021 17:02:30
Trump Themes
Make Metronic Great Again
+$2500
StarBucks
Good Coffee & Snacks
-$290
Phyton
A Programming Language
+$17
GreenMakers
Make Green Great Again
-$2.50
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200