В ходе Единого дня голосования чистоту и легитимность выборов в столице будут обеспечивать волонтеры Корпуса наблюдателей Общественной палаты Москвы.
Тема общественного наблюдения за голосованием в столице достаточно активно освещается в СМИ, однако один из ее аспектов эксперты и журналисты незаслуженно обходят вниманием. Речь идет о правах и обязанностях наблюдателей. Важно подчеркнуть: общественные палаты субъекта федерации имеют право направлять наблюдателей, но не наделены полномочиями для их отзыва. Чтобы устранить связанные с этим риски, ОП РФ разработала «Кодекс этики общественного наблюдателя». И на его основе общественные палаты регионов разработали собственные документы, регламентирующие права и обязанности наблюдателей.
В случае столицы роль акта-регулятора исполняет Кодекс наблюдателя Общественной палаты города Москвы на выборах в Московскую городскую Думу VII созыва.
Как указано в документе, общественные наблюдатели наделяются правом ознакомления со списками избирателей, сведениями о москвичах, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, и реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования.
Наблюдателям также предоставлено право в любое время с момента начала работы УИК находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка. Это право распространяется на день голосования и дни досрочного голосования, и действует вплоть до получения известий о получении вышестоящим избиркомом протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдатель также имеет право наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней и присутствовать при голосовании вне помещения для голосования. Помимо того, он может наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в соответствующие списки, а также количества выданных и погашенных избирательных бюллетеней.
Также наблюдатель уполномочен отслеживать подсчет голосов избирателей на участках на расстоянии и в условиях, при которых он может четко различать отметки, проставленные в бюллетенях.
Наблюдатель имеет право на визуальное (зрительное) ознакомление с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем в процессе подсчета голосов. Они могут отслеживать и составление избиркомом протокола об итогах голосования и иных документов.
Закон наделяет общественных наблюдателей правом обращаться к председателю избиркома или замещающему его лицу с предложениями и замечаниями, имеющими отношение к вопросам организации голосования. Они могут знакомиться с протоколами об итогах голосования, составленных избиркомами, к которым прикреплены, и нижестоящих избирательных комиссий. На аналогичных условиях им доступны предлагающиеся к протоколам документы. Наблюдатель вправе получить от избиркома заверенные копии протоколов. В суде или вышестоящей избирательной комиссии наблюдатель может обжаловать решения и действия/бездействие комиссии, в которую он направлен.
Общественные наблюдатели наделяются правом присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Уведомив руководство избиркома и согласовав с его председателем конкретное место, наблюдатель может осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку.
Наблюдателю дано право носить нагрудный знак (бейдж), который не содержит признаков предвыборной агитации. На нем должны быть указаны статус, фамилия, имя и отчество и отсылка к тому, что наблюдатель назначен Общественной палатой города Москвы.
Широкий набор прав наблюдателя дополняет солидный список обязанностей.
Он должен соблюдать «политический нейтралитет», строго следовать действующему законодательству. Осуществляя свои права, он не должен нарушать порядок проведения голосования и создавать неудобства для избирателей. Действия наблюдателя не должны приводить к возникновению препятствий волеизъявлению граждан или нарушать тайну голосования. Общественный наблюдатель обязан оперативно информировать уполномоченного сотрудника Общественной палаты Москвы о любых замеченных нарушениях избирательного законодательства. Под запретом находятся любые действия, которые потенциально могут скомпрометировать наблюдателя, подвергнуть сомнению его честность и беспристрастность.
С сожалением необходимо отметить, что в текст Кодекса не внесен прямой запрет на распространение непроверенной информации о якобы имевших место нарушениях.
В то же время заслуживает одобрения норма, согласно которой в случае несоблюдения норм Кодекса наблюдатель лишается своего удостоверения и удаляется с участка, после чего его сменяет новый наблюдатель.
Николай Пономарев
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
Источник
Тема общественного наблюдения за голосованием в столице достаточно активно освещается в СМИ, однако один из ее аспектов эксперты и журналисты незаслуженно обходят вниманием. Речь идет о правах и обязанностях наблюдателей. Важно подчеркнуть: общественные палаты субъекта федерации имеют право направлять наблюдателей, но не наделены полномочиями для их отзыва. Чтобы устранить связанные с этим риски, ОП РФ разработала «Кодекс этики общественного наблюдателя». И на его основе общественные палаты регионов разработали собственные документы, регламентирующие права и обязанности наблюдателей.
В случае столицы роль акта-регулятора исполняет Кодекс наблюдателя Общественной палаты города Москвы на выборах в Московскую городскую Думу VII созыва.
Права общественного наблюдателя
Как указано в документе, общественные наблюдатели наделяются правом ознакомления со списками избирателей, сведениями о москвичах, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, и реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования.
Наблюдателям также предоставлено право в любое время с момента начала работы УИК находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка. Это право распространяется на день голосования и дни досрочного голосования, и действует вплоть до получения известий о получении вышестоящим избиркомом протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдатель также имеет право наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней и присутствовать при голосовании вне помещения для голосования. Помимо того, он может наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в соответствующие списки, а также количества выданных и погашенных избирательных бюллетеней.
Также наблюдатель уполномочен отслеживать подсчет голосов избирателей на участках на расстоянии и в условиях, при которых он может четко различать отметки, проставленные в бюллетенях.
Наблюдатель имеет право на визуальное (зрительное) ознакомление с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем в процессе подсчета голосов. Они могут отслеживать и составление избиркомом протокола об итогах голосования и иных документов.
Закон наделяет общественных наблюдателей правом обращаться к председателю избиркома или замещающему его лицу с предложениями и замечаниями, имеющими отношение к вопросам организации голосования. Они могут знакомиться с протоколами об итогах голосования, составленных избиркомами, к которым прикреплены, и нижестоящих избирательных комиссий. На аналогичных условиях им доступны предлагающиеся к протоколам документы. Наблюдатель вправе получить от избиркома заверенные копии протоколов. В суде или вышестоящей избирательной комиссии наблюдатель может обжаловать решения и действия/бездействие комиссии, в которую он направлен.
Общественные наблюдатели наделяются правом присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Уведомив руководство избиркома и согласовав с его председателем конкретное место, наблюдатель может осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку.
Наблюдателю дано право носить нагрудный знак (бейдж), который не содержит признаков предвыборной агитации. На нем должны быть указаны статус, фамилия, имя и отчество и отсылка к тому, что наблюдатель назначен Общественной палатой города Москвы.
Обязанности общественного наблюдателя
Широкий набор прав наблюдателя дополняет солидный список обязанностей.
Он должен соблюдать «политический нейтралитет», строго следовать действующему законодательству. Осуществляя свои права, он не должен нарушать порядок проведения голосования и создавать неудобства для избирателей. Действия наблюдателя не должны приводить к возникновению препятствий волеизъявлению граждан или нарушать тайну голосования. Общественный наблюдатель обязан оперативно информировать уполномоченного сотрудника Общественной палаты Москвы о любых замеченных нарушениях избирательного законодательства. Под запретом находятся любые действия, которые потенциально могут скомпрометировать наблюдателя, подвергнуть сомнению его честность и беспристрастность.
С сожалением необходимо отметить, что в текст Кодекса не внесен прямой запрет на распространение непроверенной информации о якобы имевших место нарушениях.
В то же время заслуживает одобрения норма, согласно которой в случае несоблюдения норм Кодекса наблюдатель лишается своего удостоверения и удаляется с участка, после чего его сменяет новый наблюдатель.
Николай Пономарев
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП