Стратегия оттягивания технологической независимости

08.02.2021
Политолог, публицист Александр Механик рассказывает о том, как лоббисты иностранных решений в сфере критической информационной инфраструктуры пытаются сдвинуть сроки внедрения отечественных решений, но отраслевые ассоциации российского бизнеса против.

Эта история началась в конце 2016 года, когда президент России Владимир Путин утвердил Доктрину информационной безопасности Российской Федерации. А в 2017 году был принят закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Как поясняется в первой статье закона, цель его принятия — «обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак». Появление и доктрины, и закона отражало общую для всех развитых стран обеспокоенность возможностью получения контроля над их информационными системами со стороны поставщиков различного оборудования как с Востока, так и с Запада. Как известно, особую обеспокоенность выражал по этому поводу президент США Дональд Трамп, который именно на основе этих обвинений наложил санкции на китайские компании.

Вопрос Касперской и поручение президента

В июле 2019 года по итогам «прямой линии» с Владимиром Путиным в ряду прочих появилось поручение президента «представить до 1 октября 2019 года предложения о мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры путем использования преимущественно отечественного программного обеспечения».

Фактически таким образом Владимир Путин ответил на вопрос главы InfoWatch Натальи Касперской, прозвучавший на этой линии, о том, как запустить процесс импортозамещения в стране — в связи с историей преследования китайской компании Huawei со стороны США, в связи с атаками на энергосистемы Венесуэлы и сообщениями об атаках на энергосистемы России. А непосредственно во время «прямой линии» президент сказал: «Важно защитить критически важные инфраструктуры, в том числе и с помощью таких компаний, как ваша. Мы это делаем. Нужно обеспечить внутренний рынок для этих продуктов. Будем подталкивать, даже если это не очень рыночные методы».

Не случайно для принятия мер по реализации доктрины и закона потребовалось поручение президента, причем с трехлетним лагом. Как видно из последующего развития этой истории, у импортозамещения есть серьезные оппоненты в нашей стране. Но все же в 2020 году в порядке выполнения поручения президента Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций опубликовало для широкого общественного обсуждения проект указа президента «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры». Обсуждение предполагалось провести с 21 мая по 4 июня 2020 года.

Приключения проекта указа

Но это была только предыстория, а собственно история начинается после опубликования проекта указа. В первоначальном проекте были обозначены довольно жесткие сроки его реализации: «Субъектам критической информационной инфраструктуры… до 1 января 2021 г. осуществить переход на преимущественное использование российского программного обеспечения и до 1 января 2022 г. осуществить переход на преимущественное использование российского оборудования». Обращаем внимание наших читателей, что в проекте указа речь идет уже не только о программном обеспечении, но и об оборудовании, что, конечно, серьезно расширяет сферу его действия и затрагивает интересы значительно большего числа участников рынка.

В пояснительной записке к проекту указа отмечается, что «технологическая независимость является необходимым условием обеспечения безопасности КИИ (критической информационной инфраструктуры. — “Стимул”)». И подчеркивается, что проект указа предусматривает обязанность субъекта КИИ по приоритетному использованию российских аналогов иностранного программного обеспечения и (или) оборудования в случае, если они позволяют по своим техническим характеристикам в полной мере достичь определенных законодательством целей и задач субъекта КИИ».

Но, как рассказал нам Иван Покровский, исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), вскоре под давлением различного рода лоббистов проект указа корректируется, а сроки его реализации существенно меняются. В текущей редакции проекта указа уже предлагается на три года отложить сроки перехода субъектов КИИ на преимущественное использование российского ПО и оборудования: с 1 января 2021 и 2022 годов сроки переносятся на 1 января 2024 и 2025 годов соответственно.

Разработчики пишут президенту

Такой поворот вызвал недоумение среди разработчиков отечественного ПО и оборудования. И тогда с письмом к президенту России обращаются все та же Наталья Касперская в качестве председателя правления Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», руководителя рабочей группы по направлению «Информационная безопасность» АНО «Цифровая экономика» и Иван Покровский как исполнительный директор АРПЭ. В своем письме они указали, что, «если эти предложения (по корректировке проекта указа. — “Стимул”) будут поддержаны, то многоэтапный и продолжительный процесс по выходу из технологической зависимости будет отложен на три года. В течение этого времени будут реализованы программы цифровизации экономики, что поставит в зависимость от зарубежных вендоров не только отрасль информационных технологий, но в целом экономику и систему государственного управления». И, как заметил г-н Покровский, сделает на долгие годы бессмысленной саму идею указа, поскольку основные ниши ПО и оборудования уже будут заняты импортными продуктами на долгие годы. А выгодополучателями от такого переноса сроков являются «представители отдельных субъектов КИИ, ориентированных на продвижение и внедрение зарубежных разработок».

При этом авторы письма отметили, что:

— на настоящий момент отечественные разработчики ПО и производители оборудования в состоянии обеспечить отечественную экономику большим количеством российских решений, успешно внедренных и бесперебойно функционирующих в сотнях государственных учреждений и коммерческих компаний, в том числе для целей обеспечения безопасности КИИ;

— государство и отечественный бизнес прикладывают огромные совместные усилия для поддержки дальнейшего независимого технологического развития отечественной ИТ-отрасли, вполне сравнимые по масштабам с предполагаемыми затратами субъектов КИИ на переход в установленные сроки на отечественное ПО и оборудование;

— предлагаемые проектом указа новые сроки перехода субъектов КИИ на преимущественное использование отечественного ПО и оборудования необоснованны, они просто приведут к фактической остановке импортозамещения на три года! Реальные причины сворачивания импортозамещения — это желание ряда участников рынка продолжить закупки и внедрение на объектах КИИ зарубежных разработок.

В беседе с нами Иван Покровский обратил особое внимание на вывод, который они с Касперской сделали в письме: «Стратегия оттягивания и всяческого “замыливания” процесса реального импортозамещения не соответствует стратегическим целям и задачам российского государства, находящегося в настоящий момент времени в непростых условиях внешних санкций и острой конкурентной борьбы с ведущими ИТ-державами, что создает очевидную угрозу государственной безопасности в виде потери цифрового, а за ним и национального суверенитета».

Новое поручение президента

Видимо, получив от президента поручение рассмотреть замечания авторов письма, к ним обратился заместитель главы Минцифры Олег Иванов с письмом, в котором просит «направить в адрес Минцифры России сведения, подтверждающие готовность отечественных разработчиков ПО и производителей оборудования обеспечить различные отрасли экономики отечественными разработками в указанные в первоначальной редакции проекта указа сроки перехода на преимущественное использование российского ПО и оборудования», что, как он пишет, позволит развеять опасения тех участников обсуждения проекта указа, из-за которых эти сроки были перенесены.

Руководители ассоциации в своих ответах министерству подробно описали возможности нашей промышленности по локализации ПО и оборудования критической информационной инфраструктуры. В ответе АРПП подробно перечислены многочисленные отечественные разработки ПО, используемые в самых разных отраслях промышленности и покрывающие практически все ее потребности в ПО. И хотя в некоторых направлениях ПО, например инженерного, есть определенное отставание, перспективы его преодоления ясно видны. О чем «Стимулу» рассказывал генеральный директор компании АСКОН Максим Богданов.

В ответе АРПЭ сделан упор на оценку возможностей локализации разных типов электронного оборудования критической информационной инфраструктуры. Мы более подробно остановимся на ответе АРПЭ, поскольку производство оборудования — это значительно более сложная, а главная, более затратная задача, чем разработка ПО, при всем признании сложностей стоящих перед разработчиками ПО задач.

Разъясняя свою позицию относительно опасений, высказанных некоторыми участниками обсуждений, руководитель АРПЭ Иван Покровский пояснил нам, что, по мнению членов ассоциации, конечно, «локализация процессов проектирования и производства оборудования и ПО, разработка, и внедрение доверенных программно-аппаратных платформ потребуют инвестиций, как со стороны разработчиков, так и со стороны заказчиков. Но эти инвестиционные затраты приведут к повышению безопасности и устойчивости КИИ, а в перспективе трех–пяти лет — к снижению их стоимости. А с учетом политизированности крупнейших зарубежных ИТ-вендоров решение отложить инвестиции в доверенную инфраструктуру на несколько лет создаст неприемлемые риски, при этом не сократит инвестиционные издержки, которые неизбежны. С другой стороны, обеспечение непрерывности работы информационных систем требует в первую очередь независимости процессов проектирования и технической поддержки КИИ от зарубежных вендоров, что невозможно в условиях технологической зависимости от их проприетарных решений, преобладающих в настоящее время».

Возникающие при переходе на новые для заказчиков решения российской разработки риски технических отказов и сбоев, по мнению Покровского, управляемы и решаются за счет развития инженерных компетенций заказчиков — владельцев объектов КИИ». Тем более что риски отказов в обслуживании и удаленного отключения объектов КИИ зарубежными вендорами неуправляемы и в ряде случаем могут приводить к катастрофическим последствиям. Вот почему, по мнению Покровского, откладывать решение этих проблем на несколько лет безответственно.

К чему готова наша промышленность

Подводя итог своей оценке возможностей локализации электронного оборудования, Иван Покровский в письме приходит к следующим выводам:

― промышленность готова к локализации проектирования и производства второго и третьего уровней разукрупнения телекоммуникационных блоков и комплексов с полным покрытием потребностей заказчиков;

― промышленность готова к локализации производства электронных модулей, включая монтаж плат телекоммуникационного оборудования;

― процесс проектирования модулей и оборудования не локализован полностью. Большинство российских производителей телекоммуникационного оборудования выпускают его на основе референсных дизайнов, предоставляемых зарубежными производителями микросхем. Основной объем встроенного ПО также поставляется зарубежными производителями телекоммуникационных микросхем в составе систем на кристалле. Оборудование, реализующее собственную оригинальную схемотехнику и алгоритмы, не покрывает всех потребностей объектов КИИ и существенно, не менее чем в полтора раза, дороже, поскольку производится на основе программируемых микросхем ПЛИС;

― в производстве печатных плат для телекоммуникационного оборудования возможна локализация с неполным покрытием потребностей КИИ в силу недостаточности производственных мощностей. Запущенные и запланированные инвестиционные проекты позволят с 2023 года повысить охват в локализации производства печатных плат;

― микросхемы коммутаторов российской разработки могут быть использованы в оборудовании уровня доступа. Ведутся разработки микросхем коммутаторов уровня дистрибуции. Планируется, что оборудование на их основе появится на рынке в 2022 году. Разработка необходимой для объектов КИИ номенклатуры телекоммуникационных микросхем требует инвестиций в десятки миллиардов рублей;

― производство коммутационных микросхем российской разработки размещается в настоящее время на зарубежных фаундри (контрактных производителях микросхем). Локализация их производства в России в ближайшие годы невозможна из-за отсутствия необходимых мощностей и технологических компетенций;

― возможна локализация отдельных периферийных микросхем, которые не требуют использования самых современных технологий производства. Внедрение российских микросхем потребует модификации схемотехнических решений и встроенного ПО, что займет не менее года и потребует дополнительных инвестиций.

― локализация ряда дискретных компонентов возможна без изменения схемотехники.

Главный вывод, который можно сделать из ответа АРПЭ, состоит в том, что в России можно, так или иначе, сделать практически все, кроме значительной части элементной базы – микросхем различного назначения и процессоров. И то, что мы все-таки умеем разрабатывать в этой области, изготавливать приходится на зарубежных фаундри, о чем «Стимул» неоднократно писал, а ключевой проблемой на пути решения этой задачи является фактическое отсутствие в России электронного машиностроения, которое мы потеряли в 1990-е годы.

Интрига сохраняется

Итак, представители высокотехнологического бизнеса показали в своих письмах, что нет никакого резона дальше переносить сроки реализации задач, которые последовательно ставились в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, в законе «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в поручении президента от 2019 года и, наконец, в проекте указа президента «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры». Однако столь длительная история с реализацией этих документов говорит о силе тех, кто противостоит импортозамещению в нашей промышленности. Причем не только в областях ПО и электронной промышленности. Как говорил в свое время один из разработчиков отечественных станков, «понятно, что в Швейцарию ездить за станками интереснее, чем в Стерлитамак».

Источник
Читайте также