Обзор «болевых точек» Удмуртии образца января 2020 года позволяет говорить о том, что в республике началась подготовка к выборам главы региона 2022 года.
Самоуправление – на выход
Если местное самоуправление в Удмуртии когда-то и существовало, то в 2020 году его ликвидируют окончательно, убрав из словосочетания частицу «само». Предлагаемые поправки в столичный устав именно это и предполагают: сокращение количества депутатов с 42 до 35, изменение системы выборов (25 депутатов избираются по мажоритарной системе) и наделение главы Ижевска правом назначать заместителей и глав районных администраций.
Чьи длинные уши торчат за этими поправками, догадаться не трудно. «Is fecit cui prodest», говорили по аналогичным поводам римляне – «ищи, кому выгодно». А выгодны эти поправки отнюдь не действующему главе столицы Олегу Бекмеметьеву, формально их предложившему. Поскольку нет вообще никаких гарантий, что именно он, а не кто-то другой, рассматривается на должность главы Ижевска после сентябрьских выборов в гордуму.
«Хромой утке» такие реформы ни к чему, а вот тем, кто определил на эту должность экс-главу Глазова, очень даже выгодны. Действующий (пока) состав городской думы Ижевска несколько раз чувствительно щелкал по носу администрацию главы и правительства Удмуртии, отказавшись, например, согласовывать на должность замглавы администрации какую-то очередную фаворитку, не имевшую ни опыта работы, ни необходимых компетенций. Новый (в любом составе) позволить себе такого уже не сможет за неимением полномочий.
Если эта реформа все-таки состоится (многое решает общественные слушания, назначенные на 15 января), республиканские власти полностью замкнут на себя управление столицей через абсолютно подконтрольного главу Ижевска. Депутатов, представляющих интересы горожан, никто уже слушать не будет, гордума станет фиговым листочком, нужным лишь для того, чтобы при случае демонстрировать его в качестве доказательства существования «местного самоуправления», которого к тому времени уже не будет.
Гордума = Общественная палата
Есть и еще одно обстоятельство, которое обесценит предстоящие в сентябре выборы в гордуму Ижевска, не важно, по какой системе они будут проводиться. Теперь претендентам на должность главы Ижевска вовсе не обязательно избираться в гордуму, нового мэра конкурсная комиссия будет определять из широкого круга претендентов.
Для чего и кому в этой ситуации будут нужны отнюдь не дешевые (учитывая затраты на выборы) депутатские мандаты, остается только гадать. И если сегодня городской представительный орган еще обладает каким-то весом, то после сентябрьских выборов ему грозит политическая анорексия и, как следствие, превращение в еще одну Общественную палату – многочисленную и порой шумную, но бесполезную по причине отсутствия реальных полномочий.
Для чего все это делается, объяснять не надо. По факту уже сегодня весьма скудный городской бюджет – запасной карман бюджета республиканского, а городская собственность – какой-никакой источник средств для латания бюджетных дыр (вспомним, кто в реальности занимался продажей активов АО «Ижевские электрические сети»). В этой ситуации городской администрации самостоятельность в принятии решений ни к чему, она должна стать чем-то вроде министерства – что «старшие» говорят, то и будет делать. Тем более на муниципалитет так удобно списывать любые «косяки» - возражать, даже если захотят, не станут.
Спикер в пике
Из сложившейся к осени 2017 года триады первых лиц республики – главы, председателя правительства и спикера Госсовета – к концу 2019-го начал выпадать последний. Где и на чем не сошлись Александр Бречалов и Алексей Прасолов, до сих пор в точности не известно, но затянувшийся конфликт между ними не может продолжаться долго. А в том, что он не исчерпан, убеждает продление срока временного отстранения от должности удмуртского бизнес-омбудсмена Александра Прасолова, сына спикера Госсовета.
С высокой долей вероятности можно предполагать, что разрешится конфликт уже в 2020 году, дольше терпеть никто не станет. И разрешится он должен явно не в пользу действующего спикера, никогда самостоятельным политическим игроком не бывшего. И если спикер гордумы Олег Гарин (оказавшийся чуть раньше в том же положении, что и Алексей Прасолов) еще мог заручиться поддержкой депутатов, то спикеру Госсовета рассчитывать на депутатский корпус явно не стоит.
Источники Udm-Info утверждают, что ставка будет сделана на предшественника Алексея Прасолова, ныне вице-спикера Владимира Невоструева. У него и опыт руководства Госсоветом есть, и пятая графа в паспорте – подходящая. Так что, скорее всего, на 2020 год придется триумфальное возвращение Владимира Невоструева в спикеры Госсовета. Именно такой председатель сегодняшнему республиканскому парламенту и нужен – всегда отзывчивый и не способный к сопротивлению.
Сопротивление - полезно
В ушедшем году началась, а в 2020-м продолжится еще одна реформа в исполнении #КомандыУдмуртии – административная. В некоторых поселениях она была встречена в штыки, что стало для ее авторов большим сюрпризом, поскольку внятных и убедительных аргументов противникам административной реформы они предъявить не смогли.
Диалога с противниками реформы не получилось, но вообще диалог – не самая сильная сторона деятельности руководства Удмуртии. У главы и его подчиненных вызывает искреннее удивление и недоумение сам факт того, что кто-то идет против выданных ими рекомендаций и ценных указаний.
В этой ситуации все, что остается #КомандеУдмуртии – давить на непослушных депутатов и районных чиновников. Получится ли добиться таким образом победы, большой вопрос, поскольку чем дальше от Ижевска – тем ниже реальная управляемость. Противникам объединения терять (и приобретать) особо нечего, и они могут упереться из принципа, а бороться с принципами куда сложнее, чем снижать политический вес гордумы или менять спикера парламента.
Торг вокруг отходов
В этом представители #КомандыУдмуртии могли убедиться в ушедшем году, когда в столице республики и Камбарке, где собираются перепрофилировать объект УХО в комплекс по утилизации отходов I-II классов опасности, начались массовые протесты. И то, что со временем они в республике сошли на нет, вряд ли успокаивает ответственных в правительстве Удмуртии за взаимодействие с РосРАО – федеральным оператором по обращению с опасными отходами.
Во-первых, нет никаких гарантий, что в регионе не появится организующая сила, способная объединить противников «завода смерти». Во-вторых, для протестов все-таки нужны не намерения строить завод, а реальные поводы, которые еще представятся. В-третьих, строительство «завода смерти» напрямую задевает интересы соседних регионов, прежде всего, Татарстана и Башкортостана. Властям этих регионов дестабилизация общественно-политической ситуации ни к чему, и они наверняка сделают все для того, чтобы татарские и башкирские противники завода протестовали не дома, а в Удмуртии, где строительство и планируется.
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и взаимоотношения властей Удмуртии с РосРАО. Пока федеральный оператор ведет себя в регионе как хозяин, не обещая республике, по сути, ничего, кроме самого «завода смерти», сопутствующей его работе несомненной опасности и пары-тройки рабочих мест. Если дело так пойдет и дальше, к позиции правительства Удмуртии могут появиться крайне неприятные вопросы даже у тех, кто пока не видит в строительстве комплекса по утилизации опасных отходов угрозы для себя. И главным вопросом будет следующий: господа варяги, вы чьи интересы защищаете – жителей Удмуртии или РосРАО?
Вопрос этот требует ответа, но для главы Удмуртии, который и должен давать его, вопрос не самый своевременный. Судя по попыткам (пока – не очень удачным) #КомандыУдмуртии реформировать политическое поле республики, слова Александра Бречалова про ориентацию не на 2022-й, а на 2027-й год – не надувание щек и не пустой звук, а реальное намерение остаться в Удмуртии на второй срок.
И не важно, как остаться – вольно или невольно, по желанию или без оного. Важно – остаться, выиграв выборы 2022 года, поскольку только это и дает Александру Бречалову шанс сохранить себя в политической обойме в отсутствие достойных предложений о работе. Будь они, ни о какой «зачистке» политического пространства сегодня речи бы не шло, а она заходит и, судя по тому, как развиваются события, подготовка к выборам уже началась. Но не к сентябрьским в гордуму, а к выборам главы Удмуртии 2022 года. Источник