В ЦИКе федеральным каналам посоветовали замечать не только Путина

26.01.2018
26.01.2018
В среду, 24 января рабочая группа по информационным спорам и вопросам информационного обеспечения выборов при проведении кампании по выборам президента России в 2018 году рекомендовала федеральным телеканалам вести себя объективно и уделять деятельности всех кандидатов равное внимание. Кроме того, группа вынесла предупреждение КПРФ о недопустимости распространения незаконной агитации.

Такие решения были приняты по итогам рассмотрения нескольких жалоб. Партия «Коммунисты России» и кандидат в президенты Сергей Бабурин подали жалобу на КПРФ и кандидата от этой партии Павла Грудинина. Их возмутило распространение в регионах «Информационного бюллетеня КПРФ „Правда“», где они усмотрели агитацию за Павла Грудинина. При этом издание брошюры не было оплачено из избирательного фонда кандидата, а делалось на деньги КПРФ. Эксперты ЦИК согласились, что брошюра с предвыборной программой кандидата действительно носит агитационный характер, создает его положительный образ и имеет целью побудить за него голосовать, в итоге КПРФ вынесли предупреждение. Позиция Компартии состояла в том, что брошюра носит информационный характер и что такой бюллетень издается после каждого предвыборного съезда КПРФ.

Сейчас важно другое: смогут ли враги Грудинина доказать, что на тираж брошюр было потрачено более 5% от предельного размера его избирательного фонда. Если так случится, Грудинин может быть вовсе лишен регистрации. На заседании рабочей группы представители КПРФ и Грудинина не смогли дать ответ на вопрос, сколько было потрачено денег на тираж, однако не исключено, что такой запрос сделает ЦИК.

Вторая группа жалоб касалась деятельности федеральных телеканалов и их освещения деятельности кандидата Владимира Путина, которому, по мнению обратившейся в ЦИК кандидату в президенты Ксении Собчак, телеканалы отдают явное предпочтение перед всеми остальными. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов также прислал председателю ЦИК Элле Памфиловой телеграмму, в которой указал, что федеральные телеканалы активно публикуют негативную информацию о Павле Грудинине. В телеграмме Зюганов указал, что сейчас в медиа наметились тенденции в духе «похабной антикоммунистической газеты „Не дай бог“», которая «терроризировала народ в 90-е», и что «целые телевизионные программы посвящены дискуссиям вокруг того, как бороться с нашим кандидатом, какие ярлыки навешивать, как его шельмовать, и все это в одностороннем порядке, без возможности ответить и оппонировать». Однако по сути обращение Зюганова рассматривать не стали, так как к телеграмме не были приложены конкретные негативные материалы, возмутившие лидера КПРФ.

Кроме того, кандидат в президенты, некий В.В. Михайлов, возмутился, что телеканалы не публикуют его видеообращение к избирателям, однако никаких приложений обращение также не содержало.

Жалоба Ксении Собчак была самой подробной и подготовленной. Она была основана на анализе информационнных эфиров государственных телеканалов, выполненном ранее движением в защиту прав избирателей «Голос». По данным организации, за 20 дней в нее 55 раз обращались по поводу выхода однотипных телевизионных сюжетов по всей стране, содержащих признаки предвыборной агитации за Владимира Путина (в жалобе он назван как «один из кандидатов»).

Один из роликов для примера показали на заседании рабочей группы, это был сюжет на региональной ВГТРК из Бийска, где корреспондент врывается в кадр со словами «Я свой выбор уже сделала, осталось поставить подпись» и бежит ставить подпись за выдвижение Владимира Путина. Далее телеканал показал нарезку, где люди разных возрастов улыбаются и говорят, что они «за Путина», потому что он «дает стабильность», «против революции» и так далее. В процессе просмотра «информационного сюжета» из Бийска многие члены рабочей группы не могли сдержать смех, так как брошюра коммунистов «Правда» и то содержала меньше признаков агитации, чем сюжет на региональной ВГТРК.

Аналогичные претензии высказываются и к эфирам федеральных телеканалов, которые, подробно освещая сбор подписей в поддержку Владимира Путина, показывали, как люди говорят, что именно ему отдают предпочтение.

«2 января 2018 года на Первом канале в информационной программе был показан сюжет под названием „В России начался сбор подписей за выдвижение Владимира Путина“… В данном сюжете, помимо показа сбора подписей, были также размещены интервью с гражданами, которые комментировали кандидатуру Путина и высказывались о своем за него будущем голосовании на выборах…» — вот еще один из примеров, цитировавшийся в жалобе.

Представители федеральных телеканалов оправдывались, что слова журналиста в кадре были не «редакционным комментарием», а «выражением собственного мнения», что одно дело — «информационное освещение кампании» и другое — «освещение предвыборных мероприятий кампании»; что сюжет о сборе подписей был совсем небольшой; что 5 января другие кандидаты не писали, чем заняты. Возможно, говорили они, Собчак в этот день никакие подписи вовсе не собирала, Владимир Путин же единственный кандидат, ведущий активную кампанию.

Правовое управление ЦИК, до этого нашедшее признаки предвыборной агитации в брошюре КПРФ, в восторженных сюжетах федеральных телеканалов признаков предвыборной агитации не обнаружило.

Представитель движения «Голос» Григорий Мельконьянц, присутствовавший в качестве эксперта, отметил, что, во-первых, методика проведения различий между информационным и агитационным сообщением в СМИ отсутствует и это дает большое пространство для вольных толкований. Во-вторых, Мельконьянц указал, что кандидату Путину уделяют особое внимание не только исключительно позитивным освещением его предвыборной кампании, но и хронометражем сюжетов, предложив ориентироваться на количество эфирного времени как на признак равенства или неравенства кандидатов при информационном освещении. Также Мельконьянц заметил, что сюжеты телеканалов, якобы посвященные деятельности Путина как президента, на самом деле тоже посвящены его предвыборной кампании: он рассказывает о программе, дает предвыборные обещания, пополняет списки доверенных лиц.

Представитель Центризбиркома Майя Гришина в итоге предложила компромиссное решение. В черновик решения рабочей группы были внесены изменения. Телеканалам решили официально рекомендовать сохранять объективность и не дискриминировать кандидатов, уделяя всем примерно равное внимание. Кандидатам же порекомендовали активнее взаимодействовать с телеканалами и постоянно высылать им информацию обо всех предвыборных мероприятиях, чтобы СМИ не пришлось их разыскивать. Такое постановление приняли практически единогласно при одном голосе против.

Конечно, не стоит обманываться и ожидать, что федеральные телеканалы покажут хотя бы один негативный сюжет про кандидата Владимира Путина или же сделают сюжет о сторонниках Ксении Собчак, которые будут под камеры несколько минут говорить, какая она хорошая. Впрочем, по сравнению, например, с 2011 годом, ситуация все равно изменилась к лучшему. Тогда государственные телеканалы лишь снимали разоблачительные сюжеты про представителей «Голоса», а теперь Мельконьянц как эксперт обвиняет их в Центризбиркоме, и представителям федеральных СМИ приходится оправдываться. Хотя нет гарантий, что «Голос» не окажется жертвой очередных «телеразоблачений» в дальнейшем.

Источник
Больше важных новостей в Telegram-канале «NOM24». Подписывайся!

Назад к списку
Читайте также
Комментарий по закону Москвы о наблюдателях на выборах мэра
10.05.2018 10:45:00
148 просмотров
Активисты Национального общественного мониторинга рассказали об итогах работы на выборах в Тверской области
26.03.2018 10:52:00
212 просмотров
Президентские выборы прошли в Свердловской области без серьёзных нарушений
23.03.2018 10:46:00
194 просмотров
Trump Themes
Make Metronic Great Again
+$2500
StarBucks
Good Coffee & Snacks
-$290
Phyton
A Programming Language
+$17
GreenMakers
Make Green Great Again
-$2.50
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200
FlyThemes
A Let's Fly Fast Again Language
+$200