Одной из ключевых тем повестки заседания ЦИК России 28 июня стал вопрос о создании так называемых экстерриториальных избирательных участков, на которых в сентябре смогут проголосовать военные, находящиеся на СВО, и жители, покинувшие свои дома до завершения спецоперации. Внедрение таких участков «создаст максимально удобные условиях для реализации избирательных прав людей, желающих принять участие в голосовании, но находящихся за пределами своего субъекта», подчеркнул зампред ЦИК России Николай Булаев.
ЦИК России предложил использовать новый термин «экстерриториальные избирательные участки». Это избирательные участки, образованные при проведении выборов в органы государственной власти одного региона России на территории другого субъекта РФ. Порядок создания экстерриториальных комиссий имеет универсальный характер, но в текущем выборном цикле он направлен, прежде всего, на создание возможности участия в выборах граждан, обладающих активным избирательным правом в новых регионах (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской обл.), находящихся вне их территории, а также избирателей других регионов, находящихся в новых субъектах Российской Федерации.
Экстерриториальные избирательные участки могут образовываться при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по решению ИКСРФ, организующей выборы, с согласия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на территории которого образуются. При образовании таких участков в воинских частях, в местах временного пребывания избирателей согласие избирательной комиссии субъекта РФ, на территории которого образуются экстерриториальные участки, не требуется. Экстерриториальные избирательные участки образовываются избирательной комиссией субъекта РФ, организующей выборы, не позднее чем за 30 дней до дня голосования, в исключительных случаях – не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования. Участковая комиссия экстерриториального избирательного участка, образованного в воинской части или месте временного пребывания избирателей, может формироваться командиром воинской части, должностным лицом организации из числа военнослужащих воинской части, работников организации. Председатель комиссии назначается на должность командиром воинской части, должностным лицом организации.
Экстерриториальная УИК формируются не позднее чем за 15 дней до дня голосования до дня (первого дня) голосования (в исключительных случаях - за 3 дня). Экстерриториальные избирательные участки могут формироваться двумя вариантами:
1) на основании кандидатур, предложенных собраниями граждан по месту жительства, работы, службы, учебы, представленных в течение 5 дней после дня принятия решения об образовании экстерриториальной УИК. Численность комиссии не менее 3 и не более 10 человек;
2) возложением полномочий на одну из существующих УИК в субъекте РФ.
Организующая выборы избирательная комиссия субъекта РФ, вправе сформировать для руководства деятельностью экстерриториальных УИК одну или несколько территориальных избирательных комиссий либо возложить полномочия по руководству деятельностью экстерриториальных УИК на одну или несколько территориальных избирательных комиссий.
Основанием для включения в список избирателей на экстерриториальном избирательном участке гражданина, обладающего активным избирательным правом на соответствующих выборах, является его письменное заявление, поданное не позднее дня, предшествующего дню (первому дню) голосования, в экстерриториальную УИК, либо его устное обращение в нее, поданное в день (дни) голосования не позднее окончания голосования на избирательном участке.
Согласно принятому документу, голосование на экстерриториальных избирательных участках проводится в день голосования (при проведении голосования в течение нескольких дней – в дни голосования). При этом время начала и окончания голосования на экстерриториальном избирательном участке устанавливается решением ИКСРФ, организующей выборы. По решению ИКСРФ голосование на каких участках может проводиться досрочно в течение одного или нескольких дней (но не ранее чем за десять дней до дня голосования) с использованием дополнительных форм голосования. Для голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации на экстерриториальном избирательном участке избиратель вправе получить только один избирательный бюллетень – для голосования по единому избирательному округу.
В настоящее время предполагается, что в 81 регионе России будет образовано 328 экстерриториальных участков для голосования на выборах, которые проводятся в четырех новых субъектах Российской Федерации. Руководство ими может быть возложено на ТИК, уже существующие в этих регионах.
Н. Булаев подчеркнул, что проект постановления ЦИК России был ранее направлен в регионы для получения предложений. Свои предложения прислали 26 субъектов РФ, концептуальные предложения были учтены при доработке проекта постановления.
Не обошлось и без дискуссии. Замечания в отношении порядка формирования экстерриториальных участков озвучил представитель КПРФ в ЦИК Евгений Колюшин. Он подчеркнул, что, по его мнению, «данные чрезвычайные меры» допустимы только на первых выборах четырех новых субъектов РФ. Дальнейшее распространение экстерриториальных участков на все регионы, считает Е. Колюшин, будет означать дальнейшее движение по пути «американизации» выборов.
Н. Булаев возразил, что предложенное регулирование относится ко всем регионам РФ. Речь идет о широкой возможности использования нового механизма. С мнением заместителя председателя ЦИК России согласились все члены комиссии, подчеркнув, что ряд субъектов РФ активно настроены на работу по реализации избирательных прав граждан, подготовительные работы уже ведутся. На территориях новых субъектов работает гражданское население, которое приехало из других субъектов (строители, коммунальщики, врачи и др.). Все они обладают избирательными правами. Проект постановления в его нынешней редакции позволит всем избирателям реализовать свои права.
Во время обсуждения Е. Колюшину напомнили, что 29 мая 2023 года был подписан и опубликован закон 184-ФЗ, который уже дал возможность сформировать экстерриториальные участки. При этом избирательные кампании были назначены в период с 1 по 22 июня, соответственно, никаких изменений в ходе избирательной кампании нет, а проект постановления ЦИК России принимается в развитие положений федерального закона.
Член ЦИК Борис Эбзеев предложил обратить внимание на отдельный пункт проекта постановления и уточнить его содержание. Член ЦИК Людмила Маркина подчеркнула важность и своевременность принятия проекта постановления, а также готовность в случае его принятия совместно с коллегами подготовить краткий обучающий модуль для членов комиссий, которые будут обеспечивать процесс голосования. Н. Булаев предложил Л. Маркиной возглавить данное направление работы.
«Решением ЦИК создан эффективный механизм, позволяющий в сжатые сроки развернуть инфраструктуру выборов для голосования на экстерриториальных участках. Он дает возможность проголосовать гражданам, находящимся в силу внешних обстоятельств либо по долгу службы вне своих регионов, и надежно обеспечит реализацию прав этой категории граждан на участие в формировании органов госвласти своих регионов», - пояснил председатель НОМ, член СПЧ при Президенте РФ Александр Брод. Решение эксперт назвал своевременным, отметив одновременно готовность коллег по ассоциации включиться в решение задач общественного контроля в вопросах защиты и реализации избирательных прав при создании и проведении голосования на участках с учетом особенностей его организации. При должном общественном контроле подобные участки будут востребованы, считает эксперт.