На фоне общей активности избирателей, которая порой приводит к появлению очередей в УИК, это вызывает некоторые опасения у тех, кто в прямом эфире отслеживает ход голосования через веб-камеры. Тем не менее, подобные явления являются ситуативными и не сказываются на чистоте избирательных процедур.
Согласно п. 11-12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. В абсолютном большинстве случаев видеокамеры обеспечивают обзор ящиков для голосования, а сами избирательные урны находятся в поле зрения наблюдателей, находящихся на участках для голосования.
Тем не менее, появляются сообщения, которые касаются непосредственного организационных моментов голосования и процедуры наблюдения. Ряд из них можно квалифицировать как фейки.
Например, на карту нарушений движения «Голос» поступило следующее обращение:
ID 41304 18 марта 2018,
Республика Башкортостан, Уфа
Не допущена на участок в качестве наблюдателя, несмотря на наличие направления. Причина была озвучена устно - от штаба Собчак уже присутствует наблюдатель. Подписать выписку об отказе в допуске председатель космиссии Хуснеев Камиль Касимович отказался, объяснив это тем, что "сказали ничего не подписывать".
Комментарий НОМ:
Как следует из сообщения и приложенных документов, Новикова Лилия Зиннуровна не была допущена в качестве наблюдателя на законных основаниях.
Согласно п. 11 ст. 23 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Данное ограничение установлено в целях организации справедливого баланса между эффективной работой комиссии, с одной стороны, и обеспечением общественного контроля представителей всех участников избирательного процесса, с другой стороны.
Ситуационный центр НОМ