Абсолютное большинство сообщений о возможных нарушениях не касаются процедурных моментов голосования

18.03.2018
По данным ситуационного центра «Национального общественного мониторинга» на 9:00 мск, абсолютное большинство поступающих сообщений о возможных нарушениях касаются не процедурных моментов организации и проведения голосования, а некорректной установки видеокамер на участках для голосования.

На фоне общей активности избирателей, которая порой приводит к появлению очередей в УИК, это вызывает некоторые опасения у тех, кто в прямом эфире отслеживает ход голосования через веб-камеры. Тем не менее, подобные явления являются ситуативными и не сказываются на чистоте избирательных процедур.

Согласно п. 11-12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. В абсолютном большинстве случаев видеокамеры обеспечивают обзор ящиков для голосования, а сами избирательные урны находятся в поле зрения наблюдателей, находящихся на участках для голосования.

Тем не менее, появляются сообщения, которые касаются непосредственного организационных моментов голосования и процедуры наблюдения. Ряд из них можно квалифицировать как фейки.

Например, на карту нарушений движения «Голос» поступило следующее обращение:

ID 41304 18 марта 2018,

Республика Башкортостан, Уфа

Не допущена на участок в качестве наблюдателя, несмотря на наличие направления. Причина была озвучена устно - от штаба Собчак уже присутствует наблюдатель. Подписать выписку об отказе в допуске председатель космиссии Хуснеев Камиль Касимович отказался, объяснив это тем, что "сказали ничего не подписывать".


Комментарий НОМ:

Как следует из сообщения и приложенных документов, Новикова Лилия Зиннуровна не была допущена в качестве наблюдателя на законных основаниях.

Согласно п. 11 ст. 23 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Данное ограничение установлено в целях организации справедливого баланса между эффективной работой комиссии, с одной стороны, и обеспечением общественного контроля представителей всех участников избирательного процесса, с другой стороны.

Ситуационный центр НОМ
Фото
Читайте также

Общественные штабы на прошедшей неделе активно работали в ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ – заключали соглашения с партиями, проводили обучающие семинары и мероприятия для прессы, проверяли возможности контроля за процессом выборов на всех избирательных участках, включая участки в местах принудительного содержания. Подробнее – в материале НОМ.

В Беларуси избраны все 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики и сформированы 1284 местных Совета. Национальные и международные наблюдатели отметили открытость избирательного процесса для контроля, хорошую подготовку избирательных комиссий, а также высокую активность избирателей, в том числе впервые голосующих. Главные итоги кампании в материале НОМ подвёл доктор политических наук, профессор кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш.

Кандидатам и их доверенным лицам настоятельно рекомендуется направлять цифровых наблюдателей в ТИК ДЭГ и Общественную палату – на трехдневном голосовании в марте у них будут уникальные возможности отслеживать в реальном времени электронное волеизъявление избирателей и убедиться в прозрачности и беспрецедентной защищенности процедуры ДЭГ. Об этом IT-эксперт, сопредседатель Корсовета ОП РФ по контролю за голосованием Олег Артамонов говорил на обучающем вебинаре для регионов в ОП РФ.