Абсолютное большинство сообщений о возможных нарушениях не касаются процедурных моментов голосования

18.03.2018
По данным ситуационного центра «Национального общественного мониторинга» на 9:00 мск, абсолютное большинство поступающих сообщений о возможных нарушениях касаются не процедурных моментов организации и проведения голосования, а некорректной установки видеокамер на участках для голосования.

На фоне общей активности избирателей, которая порой приводит к появлению очередей в УИК, это вызывает некоторые опасения у тех, кто в прямом эфире отслеживает ход голосования через веб-камеры. Тем не менее, подобные явления являются ситуативными и не сказываются на чистоте избирательных процедур.

Согласно п. 11-12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей. В абсолютном большинстве случаев видеокамеры обеспечивают обзор ящиков для голосования, а сами избирательные урны находятся в поле зрения наблюдателей, находящихся на участках для голосования.

Тем не менее, появляются сообщения, которые касаются непосредственного организационных моментов голосования и процедуры наблюдения. Ряд из них можно квалифицировать как фейки.

Например, на карту нарушений движения «Голос» поступило следующее обращение:

ID 41304 18 марта 2018,

Республика Башкортостан, Уфа

Не допущена на участок в качестве наблюдателя, несмотря на наличие направления. Причина была озвучена устно - от штаба Собчак уже присутствует наблюдатель. Подписать выписку об отказе в допуске председатель космиссии Хуснеев Камиль Касимович отказался, объяснив это тем, что "сказали ничего не подписывать".


Комментарий НОМ:

Как следует из сообщения и приложенных документов, Новикова Лилия Зиннуровна не была допущена в качестве наблюдателя на законных основаниях.

Согласно п. 11 ст. 23 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Данное ограничение установлено в целях организации справедливого баланса между эффективной работой комиссии, с одной стороны, и обеспечением общественного контроля представителей всех участников избирательного процесса, с другой стороны.

Ситуационный центр НОМ
Фото
Читайте также

Круглый стол Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием поддержал резолюцию о необходимости выработки общих подходов в организации и подготовке независимых международных наблюдателей. В документе говорится о недопустимости двойных стандартов в международном наблюдении за выборами и важности обмена лучшими электоральными практиками на мировом уровне. Документ одобрили представители российского общественного наблюдения и МПА СНГ.

1 декабря на базе Саратовской государственной юридической академии (СГЮА) состоялась экспертная дискуссия «Общественный контроль – гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина». Мероприятие организовала Общественная палата региона в рамках ежегодного Гражданского форума Саратовской области, который в этом году проходит под девизом «Когда мы вместе, мы - Россия!». С приветственным словом к участникам выступил член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.

Из США продолжают приходить новости о скандалах во время подведения итогов выборов в Конгресс. Избирательная комиссия округа Люцерн, находящаяся в одном из ключевых штатов Пенсильвании, не смогла утвердить результаты голосования. По мнению экспертов НОМ, ситуация в штате – лишь очередное подтверждение глубинных проблем в избирательной системе страны.