Группа депутатов и сенаторов вечером 13 февраля внесла в Госдуму большой пакет поправок к избирательному законодательству и законодательству о политических партиях. Поправки касаются обширного спектра вопросов – от участия в голосовании россиян, находящихся за рубежом, до регулирования вопроса фото- и видеосъемки. Большой раздел затрагивает регулирование вопросов применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Тем не менее, эксперты отмечают, что поправки в значительной мере касаются дальнейшего закрепления и систематизации правовых решений, уже успешно применяемых на практике.
Так, законопроект в числе прочего предусматривает, что дополнительные выборы депутатов Госдумы не назначаются и не проводятся, в год, предшествующий году проведения основных выборов депутатов Государственной Думы, а также непосредственно в год указанных выборов. Аналогичное регулирование устанавливается для выборов депутатов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований, за исключением случая, когда в результате досрочного прекращения депутатских полномочий указанные органы остались в неправомочном составе. То есть срок, когда депутатский мандат остается вакантным, может составить больше года. Если законопроект будет принят и вступит в силу (а, судя по большой авторской команде, консенсус по законопроекту в ГД есть), в этом году в стране не будет довыборов по одномандатным округам в Госдуму уходящего созыва, хотя в нескольких округах уже имеются вакантные мандаты.
Отдельная часть поправок касается участия в выборах граждан РФ, находящихся за рубежом. Избирательные бюллетени, изготавливаемые зарубежными участковыми комиссиями на выборах депутатов Госдумы, будут выглядеть несколько иначе, чем обычные: в бюллетенях для голосования за пределами территории РФ под наименованием политической партии помещаются только фамилии, имена и отчества первых пяти зарегистрированных кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов (в обычном бюллетене указываются все кандидаты общефедеральной части списка, число которых может составить до 15 человек). Напомним, теперь россияне за рубежом будут голосовать только по федеральным партспискам, потому бюллетеней по одномандатным округам им не выдают.
В поправках к закону «О политических партиях» закрепляется возможность беспрепятственной фотосъемки и видеозаписи представителями избирательных комиссий и Минюста России (его территориальных органов), присутствующих на открытых партийных мероприятиях (съездах, конференциях, общих собраниях), в том числе тех, на которых происходит выдвижение кандидатов.
Другой поправкой дополнительно вводится запрет на пожертвования политическим партиям не только от иностранных агентов, но и от российских юрлиц, учрежденных иностранными агентами, а также от лиц, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации. Аналогичный запрет уже установлен законодательством о выборах и референдумах относительно внесения пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума.
Важная новелла: кандидатам, избирательным объединениям законопроект предоставляет право дистанционно открывать специальные избирательные счета. Сейчас открытие специального избирательного счета осуществляется после непосредственного (с обязательным личным присутствием) представления кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиал кредитной организации всех необходимых документов. "Предусматриваемая законопроектом возможность дистанционного открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов сократит общее время, потраченное, в частности, кандидатами, уполномоченными представителями кандидатов по финансовым вопросам при получении услуг по специальным избирательным счетам, а также исключит необходимость посещения отделений кредитной организации, в том числе находящихся в удаленных и труднодоступных местностях", - следует из документа.
Предполагается, что эти положения законопроекта будут применяться к выборам и референдумам, назначенным после 1 января 2026 года. При этом, согласно законопроекту, по решению ЦИК России они могут быть применены и к выборам 2025 года. Одновременно в этом же решении ЦИК определит, в каких регионах и на каких выборах избирательные счета могут быть открыты дистанционно. Как отмечается в пояснительной записке, проведение эксперимента по дистанционному открытию специальных избирательных счетов кандидатов в 2025 году предусматривается «в целях апробации такой возможности».
Основные изменения касаются голосования в электронной форме ДЭГ: уточняются понятия т.н. обычного (т.е. очного) электронного голосования т.е. голосования с использованием комплекса электронного голосования (сокращенно – КЭГ) на избирательном участке и дистанционного электронного голосования с использованием интернета и личного гаджета избирателя. Четко прописан алгоритм принятия решения о его проведении и принятия порядка его проведения соответствующей комиссией. Одновременно с этим закрепляется, что при проведении электронного голосования может проводиться голосование с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе. При проведении электронного голосования голосование с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться по решению ЦИК России, а на региональных выборах – по решению комиссии субъекта. Эта норма касается и местных выборов. «В случае, если на территории субъекта Российской Федерации одновременно проводится дистанционное электронное голосование и электронное голосование, порядком дистанционного электронного голосования может быть предусмотрено, что итоги электронного голосования учитываются в итогах дистанционного электронного голосования», – говорится в тексте законопроекта.
В целом, поправки отражают тренд на дальнейшую цифровизацию избирательного процесса, отметил член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.
«Они не предусматривают радикальных изменений, а во многом систематизируют его, закрепляя успешные практики. Так, например, определяется само правовое понятие электронного голосования как голосования на участке с использованием комплекса электронного голосования (КЭГа) и ДЭГа с использованием сети Интернет. Безосновательны утверждения о том, что законодатель умаляет роль традиционного голосования бумажными бюллетенями. Цифровизацией обуславливается и возможность дистанционного открытия избирательного счёта кандидата, что упрощает процедуру и экономит время.
Также значимой нормой считаю поправки о видеофиксации партийных мероприятий со стороны Минюста и избирательных комиссий — они позволят доказательно установить наличие или отсутствие процедурных нарушений при проведении партиями предвыборных мероприятий по выдвижению кандидатов, что также способствует совершенствованию избирательного процесса, соблюдению закона всеми его участниками.
Кроме того, поправки ставят дополнительные правовые заслоны незаконной финансовой поддержке кандидатов и партий со стороны не только иностранных агентов, но и российских юрлиц, учрежденных ими, а также лиц, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации, что, в свою очередь, будет содействовать большей открытости процесса, исключению вмешательства в него деструктивных сил.
На мой взгляд, законодателям целесообразно провести обсуждение поправок с привлечением электоральных юристов, экспертов в сфере избирательного права и процесса – Ассоциация НОМ готова участвовать в этой работе, анализировать и разъяснять суть принимаемых изменений», –прокомментировал законодательные изменения правозащитник.