https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Александр Точенов возглавил комиссию по политическим правам СПЧ

26.01.2023

На заседании Совета по правам человека при Президенте РФ ответственного секретаря СПЧ, учредителя Ассоциации НОМ Александра Точенова избрали руководителем комиссии по политическим правам Совета. О задачах, которые стоят перед комиссией и СПЧ в целом, А. Точенов рассказал сетевому изданию «Выбор народа». 

- Александр Сергеевич, примите от лица экспертов Центра ПРИСП и портала «Выбор Народа» поздравления. Какую деятельность ведут члены возглавляемой Вами комиссии?

- Для понимания немного объясню организацию работы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В общих чертах.

Согласно Положению, «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета».

Обращаю внимание, что это не властный, не законодательный, не политический, не информационный, а консультативный орган. Ежегодно, в декабре, проходит встреча Президента с Советом. По её итогам по нашим предложениям и поднятым проблемам выходят поручения Президента и принимаются соответствующие решения.

Это не значит, что мы ждём и готовимся только к встрече. Аналитическая и экспертная работа ведётся постоянно, при необходимости материалы направляются в соответствующие органы и структуры власти, в Федеральное Собрание, в Правительство, в Администрацию Президента. По ним также идёт реагирование, правда не всегда эта реакция нас удовлетворяет, но тем не менее. По итогам такой работы мы докладываем Президенту на встрече. Также, в течение года, по важным и острым вопросам готовятся доклады Президенту.

- Кстати, о встречах с Президентом. Как обычно они проходят?

- Хорошо, что вы задали этот вопрос. Зачастую, в соцсетях разгоняется мнение, что острые высказывания членов Совета, звучащие в ходе встречи, не попадают в эфир. Не верьте, это не так, точнее, не совсем так. В эфир не попадает то, что не вошло в предусмотренное на трансляцию эфирное время (как правило, это два часа). Каждую встречу без купюр можно посмотреть или прочитать стенограмму на сайте Президента Встречи идут дольше, 3-4-х до 5 часов. Президент выслушивает каждого желающего высказаться. Да, есть подготовленные комиссиями или рабочими группами выступления, они идут в первую очередь, а дальше Президент делает для членов Совета, что называется, «свободный микрофон».

Теперь к Вашему первому вопросу. Постоянная комиссия по политическим правам была создана в Совете в 2021 году, в ходе его реорганизации в соответствии с изменением Положения о Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В Совете действует одиннадцать постоянных комиссий, в соответствии с определёнными Положением направлениями деятельности Совета (Указ Президента РФ от 1 февраля 2011 г. № 120). Одна комиссия занимается темами развития институтов гражданского общества, девять комиссий распределены по группам прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции России и одна комиссия – по международному сотрудничеству в области прав человека.

С момента организации нашу комиссию возглавлял Н. Сванидзе. В конце прошлого года Николай Карлович, в рамках ежегодной ротации, был выведен из состава Совета (Указ Президента РФ от 17 ноября 2022г. № 832). На прошедшем 24 января заседании Совета, руководителем этой комиссии коллеги избрали меня.

- Можете уже поделиться планами на будущее?

- Я сейчас не могу сказать о конкретных планах нашей работы, так как комиссия и Совет – органы коллегиальные, а мы, в комиссии, план работы на этот год ещё не определили. Безусловно, у нас есть основные направления деятельности и некоторые наработки, в первую очередь, по группе политических прав, закреплённых в статьях 29-33 Конституции РФ и обеспечивающих участие наших граждан в политической жизни России. Конечно, это не только Конституция, но и целая группа конституционных и федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Мы продолжим работу по мониторингу соблюдения прав граждан в электоральной сфере. В этом году, в единый день голосования, более чем в сорока регионах пройдут выборы высших должностных лиц и законодательных органов. А в конце года уже официально стартует избирательная кампания по выборам Президента России. Думаю, что мы сможем начать вести такой мониторинг уже с момента официального объявления выборов, ну а в дни голосования, как и ранее, будем работать непосредственно в регионах, в том числе и на избирательных участках.

- В решении каких вопросов намерены сотрудничать с коллегами из других комиссий?

- Предварительно проговорили с коллегами из «комиссии по развитию институтов гражданского общества» совместную работу по проекту закона о местном самоуправлении и по продолжению работы рабочей группы по так называемой «низовой демократии». С «комиссией по правам человека в информационной сфере» - работу по защите прав военкоров в зоне СВО и вообще работу журналистов в условиях проведения СВО. Продолжим работу в экспертных советах и на иных площадках органов власти и гражданского общества. Конечно же, будем реагировать на случаи нарушений в сфере политических прав граждан. Полагаю, что в течение недели мы проработаем план деятельности комиссии. Но и он будет примерным, так как жизнь нам постоянно вносит коррективы.

Вернусь к началу нашего разговора. Да, мы консультативный орган, но ранее от Совета или его членов (именно как членов Совета) выходили публичные политические заявления, что на мой взгляд неверно, ну или не совсем верно. А сейчас, в условиях ведения Западом гибридной войны против нашей страны, проведения нами СВО, это просто неприемлемо.

Напомню, Совет должен работать в «целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина» и «содействия развитию институтов гражданского общества». Вот это мы и будем продолжать делать в рамках защиты политических прав граждан, с учётом военно-политической обстановки.

Читайте также

В Индии начался первый этап самых масштабных по числу избирателей парламентских выборов. Порядка 968 миллионов человек потенциально смогут проголосовать на более чем одном миллионе участков. Голосование продлится 44 дня. Подробнее об особенностях организации столь сложного избирательного процесса, формах голосования (включая дистанционное электронное), а также прогнозах по победителю – читайте в материале с аналитикой экспертов НОМ.

Единый день голосования в сентябре является одновременно завершением предыдущего электорального цикла и началом нового. Эксперты в ходе круглого стола ЭИСИ высказали, в частности, прогнозы о большой вероятности переизбрания практически всех губернаторов, которые идут на второй срок: голосование может продемонстрировать более высокий уровень доверия главам регионов, нежели в 2023 году. Что касается партий, то по сравнению с 2023 годом «Справедливая Россия-За Правду» теряет привлекательность для избирателей и имеет рейтинг в 3%, «Новые Люди», напротив находятся на подъеме и за них готовы голосовать 8% избирателей, «Единая Россия» стабильно остается лидером симпатий избирателей — ей на старте кампании по региональным выборам готовы отдать голоса 42% опрошенных ВЦИОМ. Рейтинги партий, общественный запрос и прогнозы к выборам в сентябре обсудили участники круглого стола ЭИСИ в четверг. 

Парламентские выборы в Хорватии формально завершились победой партии премьер-министра Андрея Пленковича «Хорватское демократическое содружество» (ХДС), однако, как отмечают аналитики, результат оппозиции, скандалы, на фоне которых прошла кампания и рост антизападных настроений позволяют говорить о том, что явного лидера в новоизбранном парламенте нет. Проблемой для ХДС станет и то, что, получив 60 мандатов, она потеряла возможность формировать правительство в одиночку. Главные итоги кампании проанализировали эксперты НОМ в материале.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26