Алена Булгакова: «Наша задача - обеспечить максимальное число независимых общественных наблюдателей на участках»

12.08.2021

12 августа Центризбирком России утвердил постановление о разъяснении порядка назначения наблюдателей от Общественной палаты (ОП) РФ и региональных общественных палат на предстоящих выборах депутатов Госдумы.

Согласно принятому документу, общественные палаты вправе назначить двоих наблюдателей на каждый избирательный участок на каждый день голосования. Таким образом, с учетом срока голосования три дня, на каждый участок может быть делегировано до шести общественных наблюдателей. Общественные палаты могут направить наблюдателей на выборы депутатов Госдумы, а также региональные и местные выборы.

Член Общественной палаты России, исполнительный директор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алена Булгакова убеждена: возможность взаимозаменять друг друга в ходе голосования с учётом его многодневного формата, противоэпидемических мер и личных обстоятельств, очень важна.

«Мы можем говорить о том, что наша задача - обеспечить максимальное число независимых общественных наблюдателей на участках. На выборах в сентябре не получится так, что какой-то из этапов процесса будет находится не под контролем общественных наблюдателей. Они – главный и «живой» источник информации о том, насколько чисто и законно проводятся выборы. Работу над тем, чтобы они могли своевременно сообщить о возможных проблемах и составить объективное представление о происходящем на участке, мы начали задолго до старта кампании. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что уровень профессионализма наблюдателей в масштабе всей страны возрос в разы – и это главное оружие против развернувшейся информационной войны, к проявлениям которой мы однозначно готовы», - подчеркнула А. Булгакова.

Наблюдателем на выборах может быть назначен любой гражданин РФ, обладающий активным избирательным право на указанных выборах, независимо от его места жительства. Правда, предусмотрены и некоторые ограничения. Для общественных наблюдателей они такие же, как для наблюдателей от партий и кандидатов: в этой роли не могут выступать выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов  (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Читайте также

Наметилась заданность на становление местного самоуправления как инструмента для каждого жителя. Поэтому депутаты, представляющие партии, должны получать мандат доверия непосредственно от каждого избирателя. Такую позицию в связи с принятием в первом чтении законопроекта о местном самоуправлении обозначил профессор Самарского университета, член Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский. В своей колонке эксперт НОМ приводит аргументы, почему представители партий должны избираться в органы местного самоуправления на мажоритарной основе.

Депутаты Государственной думы РФ на пленарном заседании в среду в первом чтении приняли поправки в избирательное законодательство в части проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах. Авторы законопроекта ранее отмечали, что технология очень востребована избирателями, и поэтому необходимо установить в законе единые принципы и параметры проведения ДЭГ. Ко второму чтению эксперты НОМ рекомендуют доработать законопроект с точки зрения общественного наблюдения.

«Избирательная кампания в парламент Венгрии, выборы по которой назначены на 3 апреля, еще не началась, однако венгерские политические силы начали подготовку к выборам задолго до объявления даты. В конце 2020 года главные оппозиционные силы приняли декларацию об объединении своих усилий и координации действий на выборах 2022 года. Это единство оппозиции и станет главной особенностью предстоящих парламентских выборов», - считает венгерский политолог, юрист, эксперт НОМ Гилиан Дьердь. В своей колонке эксперт разбирает политический фон накануне непростой избирательной кампании.