https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Архитектура конституционной реформы

18.01.2020

Выступив с посланием к Федеральному Собранию, Президент России Владимир Путин анонсировал планы масштабной конституционной реформы. В отличие от изменений, внесенных в Конституцию в 2008 - 2014 гг. и представлявших собой точечную настройку, нынешние инициативы главы государства ставят на повестку дня уже вопрос о новом качестве власти. Реализация заявленных инициатив должна способствовать усилению всего комплекса политических институтов, демократизации государственной системы, укреплению структур гражданского общества и дальнейшему становлению России как социального государства.

При этом все предлагаемые изменения не затрагивают основ конституционного строя, то есть базируются на фундаменте Конституции, принятой в 1993 году, развивают потенциал Конституции в соответствии с требованиями времени.

        Векторы конституционной реформы

Как отметил председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александр Точенов, «если посмотреть комплексно на президентское послание, то первая его часть про демографию, образование, здравоохранение и заключительная, про изменения системы госуправления, тесно между собой связаны. Они про будущее, формирование которого началось сегодня».

Инициативы конституционных преобразований вытекают из приоритетных задач социально-экономической политики, обозначенной в первой части Послания. Системный апгрейд политических инструментов и механизмов, их технологическое обновление или замена на более совершенные обеспечит большую согласованность действий всех ветвей и уровней власти, результативность управления социальными процессами, вовлеченности структур гражданского общества в процесс выработки, принятия и реализации намеченных решений.

Часть предлагаемых к изменению положений Конституции связана с перераспределением полномочий и ответственности между ветвями и уровнями власти. Делегирование Совету Федерации и Госдуме целого ряда полномочий, закрепление в Основном законе статуса Госсовета, возможное предоставление Конституционному суду права проверки законопроектов до их подписания президентом – все это призвано укрепить соответствующие политические институты, а также партийную систему, повысить качество политического представительства. За счет внедрения дополнительных «страховочных механизмов» в системе сдержек и противовесов российская политическая система должна приобрести более устойчивый характер и одновременно обеспечить возможности своего дальнейшего развития.

Большое значение имеет и ряд предложений, связанных с обеспечением суверенитета российского государства в современном динамично-развивающемся мире. Очевидно, эти инициативы во многом являются вынужденным ответом на систематические попытки внешнего вмешательства во внутренние дела России и практику принятия отдельными межгосударственными институтами неправовых решений, противоречащих Основному закону страны. Так невозможность заключения и исполнения международных договоров, решений межгосударственных органов, противоречащих Конституции, надежно обеспечит верховенство Основного закона России на ее территории. А ужесточение требований к кандидатам на ключевые государственные должности (главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства) исключит ситуации, когда их могут занять лица, юридически зависимые от иного государства.

Третий блок конституционных инициатив связан с выполнением государством своих социальных обязательств. Он предполагает закрепление в Конституции требованию по достойному пенсионному обеспечению, включая регулярную индексацию пенсий, а также установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума. Закрепление в основном законе новых «социальных» положений, раскрывающих и детализирующих положения норм, содержащихся в главах 1 и 2 Основного закона, также направлены на развитие конституционных гарантий ответственности власти перед обществом. В тесной смысловой связке с мерами по совершенствованию системы взаимоотношений на различных уровнях публичной власти они обеспечивают высокие стандарты жизни, равные возможности для каждого человека на всей территории страны.

Оптимизация конституционно-правовых отношений между государственным и муниципальным уровнями публичной власти, федеральным центром и регионами позволит эффективнее решать проблемы в образовании, здравоохранении и в других социально значимых сферах.

       Проектирование преобразований 

Вынесенные на обсуждение инициативы не затрагивают фундаментальных основ Конституции и согласно статье 136 Конституции не предполагают их вынесение на всенародное голосование. Вместе с тем, высокая значимость предлагаемых решений, по мнению главы государства, требует проведения голосования граждан страны по всему пакету предлагаемых поправок. Вопрос о форме такого голосования может иметь различные решения, при выборе которого важно обеспечить полное и достоверное выявление мнения граждан по предлагаемым конституционным преобразованиям. Спектр возможных организационных решений, в том числе неоднократно подтвержденных практическим опытом, достаточно широкий.

В частности, всенародное голосование может быть проведено в форме опроса, результаты которого в дальнейшем могли бы быть восприняты при обсуждении и принятии решений об одобрении поправок к Конституции в палатах Федерального Собрания. Такой организационно-правовой формат непосредственной демократии уже показал свою эффективность на местном уровне и полностью отвечает требованиям Конституции. При необходимости он может быть воспроизведен в общероссийском масштабе за счет принятия на федеральном уровне правового акта, определяющего порядок и процедуру его проведения. Со своей стороны, Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» готова представить свои предложения по механизмам общественного контроля в ходе подготовки, проведения и установления результатов голосования.

Читайте также

Развитие системы общественного наблюдения за выборами стало возможно благодаря активной работе системы общественных палат, единым методическим подходам к обучению наблюдателей, сотрудничеству с парламентскими и непарламентскими партиями, полагает председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алёна Булгакова. За несколько лет система общественного наблюдения стала устойчивым институтом гражданского общества и неотъемлемой составляющей современной избирательной системы РФ, отмечает она.

В ОП РФ обсудили образ наблюдателя, который сформировался в социальных сетях за период президентских выборов в стране. По словам аналитиков, результаты оказались удивительны по своим масштабам – с 15 по 17 марта более 40 тысяч наблюдателей-блогеров вели живые репортажи с 54% УИК страны. В основном, авторами выступали люди «народных профессий», открыто рассказывая о том, как соблюдаются процедуры на участке и вне его помещения. Подробнее – в материале НОМ.

24 апреля состоялись выборы Президента Северной Македонии. По итогам обработки бюллетеней с 99% участков, наибольшую поддержку избирателей получила кандидат от оппозиционной партии «Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство» Гордана Силяновска-Давкова — 40,08% голосов. 8 мая состоится второй тур. Эксперты НОМ считают, что его исход будет зависеть от позиции албанских партий – действующий глава государства Стево Пендаровски имеет шансы победить в случае, если они поддержат его во втором туре. Но независимо от того, кто выйдет победителем из президентской гонки, внешнеполитический курс страны останется преимущественно прозападным и антироссийским, предупреждают эксперты НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26