Ассоциация НОМ подготовила доклад по вопросу легитимации изменений в Конституцию страны

02.04.2020

Сегодня конституционная реформа - одна из ключевых тем общественной дискуссии. Ассоциация Независимый общественный мониторинг подготовила информационно-аналитический доклад, отвечающий на вопрос о значении общероссийского голосования как источника легитимации поправок в Конституцию страны. 

Основные тезисы Доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»:

Широкая общественная дискуссия вокруг внесения поправок в Конституцию Российской Федерации поставила, в том числе, и вопрос о легитимности процедуры общероссийского голосования. В связи с этим Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» считает необходимым обратить внимание на следующие моменты:

Конституция государства, отражая базовые ценности и принципы его построения, может и должна изменяться с учетом принципиального запроса общества на их развитие

Процедура общероссийского голосования может расцениваться в настоящий момент как законодательная новелла, но имеет важный исторический прецедент – всенародное голосование по принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституционный Суд РФ однозначно охарактеризовал общероссийское голосование как особую форму непосредственного народного волеизъявления, к которому конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться для принятия конституционной поправки.

Законодательное закрепление особого статуса вступления поправок в Конституцию в силу, - только при одобрении их на общероссийском голосовании, свидетельствует о наличии демократического механизма волеизъявления как факта легитимации принятия поправок.

Поправки в Конституцию стали предметом серьезного общественного обсуждения. Существенное расширение числа вносимых поправок, изменение их формулировок стало следствием активной общественной дискуссии. Механизм работы над поправками с участием Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации существенно расширил обычную процедуру подготовки и рассмотрения поправок.

Законодательно закрепленные процедуры общероссийского голосования, в том числе организация общественного наблюдения, являются разумно достаточными для обеспечения контроля хода голосования и права граждан на распространение и получение информации.

Установленные гарантии предупреждения возможных искажений волеизъявления граждан при проведении голосования и подведении итогов представляются достаточными, однако возможно их дополнительное усиление.

Здесь вы сможете ознакомиться с полным текстом доклада Ассоциации НОМ.

Читайте также

Голосование по выборам Президента России проводилось демократично, открыто и под постоянным контролем наблюдателей. Несмотря на инцидентны и атаки на системы электронного голосования, избирательная система выстояла и смогла обеспечить голосование более чем 87 млн граждан страны – это рекорд, такого показателя явки не было зафиксировано с 1991 года. Такую оценку голосования озвучили представители общественного контроля и международные наблюдатели в пресс-центре МИА «Россия сегодня» 18 марта.

В России завершились выборы Президента РФ. По предварительным данным на 21:00 мск явка составила 74,22%, следует из данных ЦИК. Именно рекордную явку выделили эксперты, подводя промежуточные итоги выборов. Она превысила показатели всех предыдущих циклов. «Это самая высокая явка за всю постсоветскую историю», - подчеркнул доцент кафедры политологии МПГУ Никита Тюков.

Эксперты НОМ и МРГ СПЧ не выявили во второй день голосования по выборам Президента РФ серьезных нарушений, способных повлиять на итоги голосования – на момент открытия участков 16 марта на карту НОМ поступило более 39,5 тыс сообщений, которые в основном носили информационный характер. При этом не обошлось без фейков и провокаций. Во второй день эксперты НОМ насчитали 11 сообщений о минировании, которые не подтвердились, но были нацелены на срыв работы комиссий.