Ассоциация НОМ подготовила доклад по вопросу легитимации изменений в Конституцию страны

02.04.2020

Сегодня конституционная реформа - одна из ключевых тем общественной дискуссии. Ассоциация Независимый общественный мониторинг подготовила информационно-аналитический доклад, отвечающий на вопрос о значении общероссийского голосования как источника легитимации поправок в Конституцию страны. 

Основные тезисы Доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»:

Широкая общественная дискуссия вокруг внесения поправок в Конституцию Российской Федерации поставила, в том числе, и вопрос о легитимности процедуры общероссийского голосования. В связи с этим Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» считает необходимым обратить внимание на следующие моменты:

Конституция государства, отражая базовые ценности и принципы его построения, может и должна изменяться с учетом принципиального запроса общества на их развитие

Процедура общероссийского голосования может расцениваться в настоящий момент как законодательная новелла, но имеет важный исторический прецедент – всенародное голосование по принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституционный Суд РФ однозначно охарактеризовал общероссийское голосование как особую форму непосредственного народного волеизъявления, к которому конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться для принятия конституционной поправки.

Законодательное закрепление особого статуса вступления поправок в Конституцию в силу, - только при одобрении их на общероссийском голосовании, свидетельствует о наличии демократического механизма волеизъявления как факта легитимации принятия поправок.

Поправки в Конституцию стали предметом серьезного общественного обсуждения. Существенное расширение числа вносимых поправок, изменение их формулировок стало следствием активной общественной дискуссии. Механизм работы над поправками с участием Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации существенно расширил обычную процедуру подготовки и рассмотрения поправок.

Законодательно закрепленные процедуры общероссийского голосования, в том числе организация общественного наблюдения, являются разумно достаточными для обеспечения контроля хода голосования и права граждан на распространение и получение информации.

Установленные гарантии предупреждения возможных искажений волеизъявления граждан при проведении голосования и подведении итогов представляются достаточными, однако возможно их дополнительное усиление.

Здесь вы сможете ознакомиться с полным текстом доклада Ассоциации НОМ.

Читайте также

Выборы Президента России назначены на 17 марта 2024 года. Как сообщила председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, решение даёт официальный старт избирательной кампании. НОМ суммировал всю информацию о том, по каким направлениям подготовка к самой важной кампании страны уже идет.

В преддверии федеральной кампании по выборам Президента РФ Минцифры запустит новые цифровые сервисы, которые оптимизируют работу избирательных комиссий и делают более удобным избирательный процесс для самих россиян, рассказала на заседании ЦИК заместитель директора департамента цифрового государственного управления Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Галина Сташевская.

ЦИК России планирует, что во всех регионах во время проведения выборов Президента будет организована видеотрансляция. Смотреть трансляции смогут все желающие в Центрах общественного наблюдения и на служебном портале. Об этом сообщил зампред ЦИК России Николай Булаев, подчеркнув, что эти возможности помогут сразу определить, имеет ли место нарушение.