Ассоциация НОМ подготовила доклад по вопросу легитимации изменений в Конституцию страны

02.04.2020

Сегодня конституционная реформа - одна из ключевых тем общественной дискуссии. Ассоциация Независимый общественный мониторинг подготовила информационно-аналитический доклад, отвечающий на вопрос о значении общероссийского голосования как источника легитимации поправок в Конституцию страны. 

Основные тезисы Доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»:

Широкая общественная дискуссия вокруг внесения поправок в Конституцию Российской Федерации поставила, в том числе, и вопрос о легитимности процедуры общероссийского голосования. В связи с этим Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» считает необходимым обратить внимание на следующие моменты:

Конституция государства, отражая базовые ценности и принципы его построения, может и должна изменяться с учетом принципиального запроса общества на их развитие

Процедура общероссийского голосования может расцениваться в настоящий момент как законодательная новелла, но имеет важный исторический прецедент – всенародное голосование по принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституционный Суд РФ однозначно охарактеризовал общероссийское голосование как особую форму непосредственного народного волеизъявления, к которому конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться для принятия конституционной поправки.

Законодательное закрепление особого статуса вступления поправок в Конституцию в силу, - только при одобрении их на общероссийском голосовании, свидетельствует о наличии демократического механизма волеизъявления как факта легитимации принятия поправок.

Поправки в Конституцию стали предметом серьезного общественного обсуждения. Существенное расширение числа вносимых поправок, изменение их формулировок стало следствием активной общественной дискуссии. Механизм работы над поправками с участием Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации существенно расширил обычную процедуру подготовки и рассмотрения поправок.

Законодательно закрепленные процедуры общероссийского голосования, в том числе организация общественного наблюдения, являются разумно достаточными для обеспечения контроля хода голосования и права граждан на распространение и получение информации.

Установленные гарантии предупреждения возможных искажений волеизъявления граждан при проведении голосования и подведении итогов представляются достаточными, однако возможно их дополнительное усиление.

Здесь вы сможете ознакомиться с полным текстом доклада Ассоциации НОМ.

Читайте также

В 2022 году зафиксировано увеличение явки на 3-4% в регионах, которые использовали при голосовании онлайн-формат (ДЭГ). Такие данные Минцифры озвучила декан факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, член РАПН, эксперт НОМ Татьяна Акопова на Всероссийской конференции РАПН. В выступлении эксперт рассказала о формировании при использовании ДЭГ нового портрета избирателя, отличающегося от избирателя традиционного голосования.

В Республике Саха (Якутия), Костромской, Ростовской и Кировской областях, Республике Хакасия, а также Алтайском и Забайкальском краях завершается досрочное голосование на муниципальных выборах, назначенных на воскресенье. Эксперты НОМ рассказали о предварительных итогах явки и сохранности избирательных бюллетеней.

Круглый стол Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием поддержал резолюцию о необходимости выработки общих подходов в организации и подготовке независимых международных наблюдателей. В документе говорится о недопустимости двойных стандартов в международном наблюдении за выборами и важности обмена лучшими электоральными практиками на мировом уровне. Документ одобрили представители российского общественного наблюдения и МПА СНГ.