Вторник неожиданно удивляет диссонансом между общественной и медийной активностью – сообщений от гражданских активистов мало, а интересных сообщений СМИ – много. Как говориться, «свято место пусто не бывает», и «разогретые» ко дню голосования СМИ начали проявлять активность на фоне спада оживленности общественных инициатив.
Досрочное голосование в Екатеринбурге стало темой номер один в информационном поле СМИ. Тут и встреча председателя горизбиркома Илья Захарова с губернатором Евгением Куйвашевым, и заявление областного избиркома.
Разделяя озабоченность в важности проведения выборов в соответствии с законом, нельзя не отметить и некоторые настораживающие факты.
Так по сообщениям СМИ пресс-секретарь Свердловского облизбиркома Дмитрий Ветошкин сообщил, что «всем ТИКам и избиркому Екатеринбурга были направлены письма усилить бдительность и оперативно реагировать на выявляемые факты предъявления липовых документов, требовать доказательств права на досрочное голосование и копировать предъявляемые документы».
Такое заявление вызывает по меньшей мере недоумение.
Федеральным законодательством не предусмотрено право участковых избирательных комиссий запрашивать для подтверждения информации, указанной в заявлении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать досрочно документов (копий документов), подтверждающих наличие уважительной причины для участия в досрочном голосовании, указанной в заявлении о досрочном голосовании».
Методические рекомендации о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, утвержденные Приложением № 2 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 04 июня 2014 г. № 233/1480-6, п.4.2. также про документы ни содержат ни слова.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса рассматривают заявление, сверяют причину, указанную избирателем в заявлении с перечнем уважительных причин, перечисленных в пункте 2 статьи 65 Федерального закона, при наличии которых избирателю должна быть предоставлена возможность досрочного голосования. Если причина, указанная избирателем в заявлении, не соответствует пункту 2 статьи 65 Федерального закона, то члены избирательной комиссии, принявшие заявление, обязаны проинформировать избирателя о том, что его заявление подлежит рассмотрению на заседании комиссии.
Более того, в рамках проходящего единого дня голосования за подобную инициативу прокуратура уже выносила предостережения: прокуратура Октябрьского района г. Липецка провела проверку, по результатам которой председателю территориальной избирательной комиссия №2 и председателю территориальной избирательной комиссия №1 Октябрьского округа г. Липецка объявлены предостережения – именно за требования документов, подтверждающих причину досрочного голосования.
Национальный общественный мониторинг полагает, что борьба с противоправными технологиями на выборах не должна нарушать закон и препятствовать волеизъявлению граждан. Избирательным комиссиям следует информировать, а правоохранительным органам пресекать факты нарушений законодательства – подкуп избирателей, принуждение к голосованию, и не создавать дополнительные «ступени» на пути избирателей к ящикам для голосования..
Национальный общественный мониторинг продолжает сбор информации и ее проверку.