https://www.high-endrolex.com/26

Эксперт НОМ Эвелина Павельева о правомерности процедуры внесения поправок в Конституцию России

20.03.2020

В настоящее время существующий порядок внесения поправок в Конституцию определен Законом РФ о поправке к Конституции РФ. В данном акте устанавливается порядок вступления их в силу. Фактом является то, что по инициативе главы государства вдобавок к сохраняющемуся конституционному порядку внесения поправок (рассмотрение и принятие в обеих палатах Парламента, утверждение региональными парламентами, подписание Президентом) предложена демократическая форма волеизъявления граждан по данному вопросу - общероссийское голосование. Характер такого предложения, показывает следование демократическим принципам, а также нормам международного права. В частности, речь идет о реализации п. 1 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой предусмотрено право каждого принимать участие в управлении государством. Именно итоги волеизъявления граждан станут ключевым фактором, который определит вступление конституционных поправок в силу. Это свидетельствует о демократическом характере предлагаемых преобразований.

Окончательное решение о вступлении в силу поправок в Конституцию принимается только после оглашения результатов общероссийского голосования, что подчеркивает полноценную и ключевую роль демократических институтов и реализацию принципа народовластия в данном процессе. Тем самым происходит институционализация и закрепления практики голосования граждан по важнейшим государственным вопросам в дальнейшем.

Как установлено в Законе о поправках, организатором голосования выступает вся система избирательных комиссий, продемонстрировавшая серьезный шаг на пути совершенствования избирательного законодательства и процесса. Сегодня можно смело заявить о том, что таким образом созданы условия для наиболее открытой, прозрачной и законной реализации электоральных процессов в стране на всех уровнях. Использование положительного и прогрессивного опыта избирательной системы позволяет обеспечить максимальную легитимность процесса, отразить реальную волю гражданского общества.

Важным шагом в демократизации процесса является участие различных институтов и структур гражданского общества, именно это подчеркивает открытость процедуры голосования. Институт общественного наблюдения в ходе данной кампании становится важнейшим инструментом легитимации результата волеизъявления россиян. Практический опыт участия общественных наблюдателей в контроле и мониторинге за соблюдением прав граждан позволит минимизировать возможность посягательств на демократические принципы и свободы граждан. Положения вышеназванного закона позволяют осуществлять общественный контроль весь период с начала подготовки голосования до момента определения результатов.

Широкое профессиональное обсуждение, инициирование и выработка общественностью предложений по содержанию поправок к Конституции, а также факт непосредственного включения значительной части этих предлагаемых изменений в законопроект, свидетельствуют в свою очередь о потребности гражданского общества в выражении своей позиции по вопросам государственного строительства. Одним из ключевых нововведений становится вызванная политической целесообразностью перераспределения функций и ответственности между ветвями власти, в частности, расширение полномочий парламента, что также доказывает транспарентность, динамичность системы, способность ее к саморегуляции и реагированию на вызовы времени.

Говоря о международном опыте, стоит отметить, что подобные формы плебисцита проводятся также в других странах, являются трендом времени и свидетельством высокой политической культуры власти и общества.

Выбор формы преобразования основного закона зависит от множества факторов. Любые утверждения о наличии неких универсальных правовых стандартов в данном случае подразумевают откровенное лукавство. Так, принято считать, что в идеале изменение Конституции предполагает, с точки зрения норм международного права, обязательное проведение референдума. Однако в Конституции США, например, институт конституционного референдума отсутствует в принципе. Поправки в Конституцию Соединенных Штатов может вносить либо Конгресс (при условии ратификации на уровне штатов), либо Национальный Конвент. Однако при этом данный Конвент никогда не созывался, и в национальном законодательстве США отсутствуют нормы, регламентирующие его проведение. В свете этого становится очевидно, что любые попытки оценить процедуру внесения поправок в Конституции РФ с позиции неких «общепринятых норм и стандартов» представляют собой фикцию

.
Читайте также

26 января в Республике Беларусь состоятся очередные выборы президента. Избирательная кампания в Республике Беларусь проходит предсказуемо и конструктивно, полагает доктор политических наук, профессор кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш. Учитывая широкую народную поддержку действующего президента, будущая победа Александра Лукашенко не вызывает никаких сомнений, полагает эксперт.  

12 января состоялся второй тур выборов президента Хорватии, по итогам которого действующий президент страны Зоран Миланович был переизбран еще на один срок с 74, 5% голосов, в то время как его соперник Драган Приморац набрал всего 25, 5%. Его победа была предсказуема, но внушительное число поданных за него голосов сделало эти выборы триумфом Милановича и поддержавшей его социал-демократической партии (СДП), указывают эксперты НОМ. Харизматичность Милановича и его умеренная позиция по отношению к России позволит Хорватии выйти на передний план в случае появления возможности переговоров между РФ и США по вопросу Украины, однако в стране, которая является парламентской республикой, президенту будет сложно преодолеть позицию парламента, который поддерживает НАТО в политических и военных вопросах, поясняют эксперты.

В 2025 году в более 19 странах мира назначены выборы разного уровня. Для читателей НОМ мы собрали даты проведения голосований до ноября, а также познакомили с ключевыми  сведениями об избирательных кампаниях.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26