Эксперт НОМ Эвелина Павельева о правомерности процедуры внесения поправок в Конституцию России

20.03.2020

В настоящее время существующий порядок внесения поправок в Конституцию определен Законом РФ о поправке к Конституции РФ. В данном акте устанавливается порядок вступления их в силу. Фактом является то, что по инициативе главы государства вдобавок к сохраняющемуся конституционному порядку внесения поправок (рассмотрение и принятие в обеих палатах Парламента, утверждение региональными парламентами, подписание Президентом) предложена демократическая форма волеизъявления граждан по данному вопросу - общероссийское голосование. Характер такого предложения, показывает следование демократическим принципам, а также нормам международного права. В частности, речь идет о реализации п. 1 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой предусмотрено право каждого принимать участие в управлении государством. Именно итоги волеизъявления граждан станут ключевым фактором, который определит вступление конституционных поправок в силу. Это свидетельствует о демократическом характере предлагаемых преобразований.

Окончательное решение о вступлении в силу поправок в Конституцию принимается только после оглашения результатов общероссийского голосования, что подчеркивает полноценную и ключевую роль демократических институтов и реализацию принципа народовластия в данном процессе. Тем самым происходит институционализация и закрепления практики голосования граждан по важнейшим государственным вопросам в дальнейшем.

Как установлено в Законе о поправках, организатором голосования выступает вся система избирательных комиссий, продемонстрировавшая серьезный шаг на пути совершенствования избирательного законодательства и процесса. Сегодня можно смело заявить о том, что таким образом созданы условия для наиболее открытой, прозрачной и законной реализации электоральных процессов в стране на всех уровнях. Использование положительного и прогрессивного опыта избирательной системы позволяет обеспечить максимальную легитимность процесса, отразить реальную волю гражданского общества.

Важным шагом в демократизации процесса является участие различных институтов и структур гражданского общества, именно это подчеркивает открытость процедуры голосования. Институт общественного наблюдения в ходе данной кампании становится важнейшим инструментом легитимации результата волеизъявления россиян. Практический опыт участия общественных наблюдателей в контроле и мониторинге за соблюдением прав граждан позволит минимизировать возможность посягательств на демократические принципы и свободы граждан. Положения вышеназванного закона позволяют осуществлять общественный контроль весь период с начала подготовки голосования до момента определения результатов.

Широкое профессиональное обсуждение, инициирование и выработка общественностью предложений по содержанию поправок к Конституции, а также факт непосредственного включения значительной части этих предлагаемых изменений в законопроект, свидетельствуют в свою очередь о потребности гражданского общества в выражении своей позиции по вопросам государственного строительства. Одним из ключевых нововведений становится вызванная политической целесообразностью перераспределения функций и ответственности между ветвями власти, в частности, расширение полномочий парламента, что также доказывает транспарентность, динамичность системы, способность ее к саморегуляции и реагированию на вызовы времени.

Говоря о международном опыте, стоит отметить, что подобные формы плебисцита проводятся также в других странах, являются трендом времени и свидетельством высокой политической культуры власти и общества.

Выбор формы преобразования основного закона зависит от множества факторов. Любые утверждения о наличии неких универсальных правовых стандартов в данном случае подразумевают откровенное лукавство. Так, принято считать, что в идеале изменение Конституции предполагает, с точки зрения норм международного права, обязательное проведение референдума. Однако в Конституции США, например, институт конституционного референдума отсутствует в принципе. Поправки в Конституцию Соединенных Штатов может вносить либо Конгресс (при условии ратификации на уровне штатов), либо Национальный Конвент. Однако при этом данный Конвент никогда не созывался, и в национальном законодательстве США отсутствуют нормы, регламентирующие его проведение. В свете этого становится очевидно, что любые попытки оценить процедуру внесения поправок в Конституции РФ с позиции неких «общепринятых норм и стандартов» представляют собой фикцию

.
Читайте также

Цикл межрегиональных образовательных семинаров по наблюдению за предстоящими в сентябре выборами завершён. Более 300 участников программы НОМ и ОП РФ будут передавать полученные знания наблюдателям в своих регионах, выезжая в муниципальные образования и проводя подобные обучения. Главные итоги межрегиональных семинаров подвёл член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.

На выборах высших должностных лиц субъектов РФ по данным ГАС «Выборы» на 8 июля, выдвинуто 128 кандидатов (большая часть из них – представители политических партий). Партии «второго эшелона» традиционно используют выборы высших должностных лиц для укрепления своих электоральных позиций. Этап выдвижения завершился в 12 из 20 регионов (в Костромской области этап выдвижения официально завершается в 18:00 8 июля).

Этап выдвижения фактически завершен в пяти субъектах РФ: на выборах в Государственный совет Республики Коми, Белгородскую областную думу, Магаданскую областную Думу и Законодательное собрание Челябинской областях. На выборах депутатов Костромской областной Думы документы в избирательную комиссию должны быть представлены не позднее 18:00 8 июля. Наибольшее количество партий (9) принимает участие в выборах в Республике Коми и Костромской области, наибольшее количество кандидатов по мажоритарным округам (167) выдвинуто в Челябинской области. На этой неделе, 11 июля завершится этап выдвижения на выборах в Курганскую областную Думу.

https://www.high-endrolex.com/26