Эксперт НОМ: «Референдумы в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях соответствуют ключевым международным документам»

27.09.2022

В материале для портала НОМ доцент кафедры международного права ЮИ СФУ, кандидат юридических наук Эвелина Павельева подробно рассказала о международных документах, в которых закрепляется право народов на самоопределение. Прописанные принципы диктуют необходимость признания такого волеизъявления со стороны государств, подчеркнула эксперт НОМ.

Проведение референдумов в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях - суть реализация принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в ключевых международных документах.

Он заложен в «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (1970 г), в Уставе ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.), содержится во многих декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, актах международных организаций.

В частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. закрепляет за народом право «в условиях полной свободы определять, когда и как они желают свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».

Это позволяет говорить о свободе волеизъявления народа и означает, что каждый народ обладает безусловным правом на выражение своей воли и на самостоятельное определение своего политического статуса.

В Декларации 1970 года содержание принципа равноправия и самоопределения раскрывается более подробно. В частности, кроме свободы самостоятельно определять свой политический статус, экономическое и социальное развитие, установлена норма об обязанности государств содействовать осуществлению данного принципа.

Другая норма той же декларации определяет формы реализации данного принципа, а именно «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом». Такое регулирование позволяет народу не только свободно выразить свою волю, но и реализовать ее так, как он того сам пожелает.

Нормы данных актов основаны на Уставе ООН и являются сверхимперативными, а значит - должны строго соблюдаться государствами.

Далее стоит обратиться к еще одной части нормативного содержания принципа равноправия и самоопределения народов, также содержащейся в Декларации 1970 г., а именно: «Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».

Очевидно, данная норма подтверждает право народов на самоопределение и свободное волеизъявление, также – правомерность его реализации в формах, перечисленных выше. А следовательно – диктует необходимость признания такого волеизъявления со стороны государств.

Поэтому если народ изъявил желание на самоопределение, выразил свою волю – это его право, и оно должно уважаться и приниматься государствами. И если народ выражает желание присоединиться к другому государству – это тоже его право, которое вытекает из Устава ООН, Декларации о принципах международного права и Заключительного акта СБСЕ.

Читайте также

11 ноября в Республике Ирак пройдут очередные парламентские выборы. Все политические силы Ирака делятся на три основных блока: шиитский, суннитский и курдский, основной политической силой, которая будет претендовать на большинство мест в парламенте, являются шиитские партии, отмечают эксперты НОМ. Новое иракское правительство, которое будет сформировано по итогам выборов, вряд ли кардинально изменит внешнеполитический курс страны - балансирование между Вашингтоном и Тегераном при сохранении нейтралитета в региональных конфликтах, при этом сотрудничество с Россией сохранится на текущем уровне с возможностью его расширения, считают эксперты.

По мнению Полины Шабровой, эксперта НОМ, младшего научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, рекордная явка и победа Зохрана Мамдани отражают сдвиг политических настроений в Нью-Йорке. Эксперт отмечает, что Мамдани сумел сформировать широкую коалицию, оппозиционную старым элитам, тогда как попытки Эндрю Куомо играть на компромиссах с республиканцами вызвали обратный эффект. Подробнее с аналитикой эксперта можно ознакомиться в колонке.

8 ноября 2025 года в Абхазии запланированы муниципальные выборы. Избирательная кампания проходит в спокойной обстановке, большинство кандидатов – представителей молодого поколения, кандидаты выдвинуты политическими партиями и инициативными группами. Выборы являются тестом на зрелость политической системы страны, указывают эксперты НОМ. Почти все кандидаты демонстрируют пророссийскую ориентацию и видят в Москве ключевого партнера для обеспечения безопасности и стабильности экономики, отмечают эксперты.

https://www.high-endrolex.com/26