https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Эксперт НОМ: «Референдумы в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях соответствуют ключевым международным документам»

27.09.2022

В материале для портала НОМ доцент кафедры международного права ЮИ СФУ, кандидат юридических наук Эвелина Павельева подробно рассказала о международных документах, в которых закрепляется право народов на самоопределение. Прописанные принципы диктуют необходимость признания такого волеизъявления со стороны государств, подчеркнула эксперт НОМ.

Проведение референдумов в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях - суть реализация принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в ключевых международных документах.

Он заложен в «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» (1970 г), в Уставе ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.), содержится во многих декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, актах международных организаций.

В частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. закрепляет за народом право «в условиях полной свободы определять, когда и как они желают свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».

Это позволяет говорить о свободе волеизъявления народа и означает, что каждый народ обладает безусловным правом на выражение своей воли и на самостоятельное определение своего политического статуса.

В Декларации 1970 года содержание принципа равноправия и самоопределения раскрывается более подробно. В частности, кроме свободы самостоятельно определять свой политический статус, экономическое и социальное развитие, установлена норма об обязанности государств содействовать осуществлению данного принципа.

Другая норма той же декларации определяет формы реализации данного принципа, а именно «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом». Такое регулирование позволяет народу не только свободно выразить свою волю, но и реализовать ее так, как он того сам пожелает.

Нормы данных актов основаны на Уставе ООН и являются сверхимперативными, а значит - должны строго соблюдаться государствами.

Далее стоит обратиться к еще одной части нормативного содержания принципа равноправия и самоопределения народов, также содержащейся в Декларации 1970 г., а именно: «Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».

Очевидно, данная норма подтверждает право народов на самоопределение и свободное волеизъявление, также – правомерность его реализации в формах, перечисленных выше. А следовательно – диктует необходимость признания такого волеизъявления со стороны государств.

Поэтому если народ изъявил желание на самоопределение, выразил свою волю – это его право, и оно должно уважаться и приниматься государствами. И если народ выражает желание присоединиться к другому государству – это тоже его право, которое вытекает из Устава ООН, Декларации о принципах международного права и Заключительного акта СБСЕ.

Читайте также

Развитие системы общественного наблюдения за выборами стало возможно благодаря активной работе системы общественных палат, единым методическим подходам к обучению наблюдателей, сотрудничеству с парламентскими и непарламентскими партиями, полагает председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алёна Булгакова. За несколько лет система общественного наблюдения стала устойчивым институтом гражданского общества и неотъемлемой составляющей современной избирательной системы РФ, отмечает она.

В ОП РФ обсудили образ наблюдателя, который сформировался в социальных сетях за период президентских выборов в стране. По словам аналитиков, результаты оказались удивительны по своим масштабам – с 15 по 17 марта более 40 тысяч наблюдателей-блогеров вели живые репортажи с 54% УИК страны. В основном, авторами выступали люди «народных профессий», открыто рассказывая о том, как соблюдаются процедуры на участке и вне его помещения. Подробнее – в материале НОМ.

24 апреля состоялись выборы Президента Северной Македонии. По итогам обработки бюллетеней с 99% участков, наибольшую поддержку избирателей получила кандидат от оппозиционной партии «Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство» Гордана Силяновска-Давкова — 40,08% голосов. 8 мая состоится второй тур. Эксперты НОМ считают, что его исход будет зависеть от позиции албанских партий – действующий глава государства Стево Пендаровски имеет шансы победить в случае, если они поддержат его во втором туре. Но независимо от того, кто выйдет победителем из президентской гонки, внешнеполитический курс страны останется преимущественно прозападным и антироссийским, предупреждают эксперты НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26