https://www.high-endrolex.com/26

Эксперт НОМ Владислав Шиндяев: «Кампания по выборам мэра Иркутска была конкурентной и состязательной»

01.05.2020

30 марта депутаты Думы Иркутска абсолютным большинством голосов избрали главу города. Им стал вице-мэр Иркутска Руслан Болотов. О том, как проходила избирательная кампания на всех её этапах, что предлагали претенденты на победу и каковые перспективы развития города в будущем, рассказал эксперт НОМ в Иркутской области Владислав Шиндяев.

«Иркутск - очень непростой город. В течении долгого времени у нас меняют порядок избрания мэра. До этого мэр избирался всенародным голосованием, в 2015 году порядок избрания мэра поменяли. Его избирали из состава 35-ти депутатов Думы города Иркутска. Таким образом избрали Дмитрия Бердникова, который занимал пост главы города в течении последнего срока. Очень много возникало вопросов о том, чтобы вернуть прямые выборы мэра, но тем не менее осенью 2019 года был принят закон о том, что порядок выборов мэра вновь будет изменён: будет осуществляться не путём всенародного голосования, а путём выбора мэра многоступенчатым способом. Сначала отбор кандидатов осуществляется конкурсной комиссией, а окончательное избрание мэра производится депутатами. В соответствии с вновь принятым законом были внесены поправки в Устав города Иркутска и было создано положение о порядке избрания мэра, которое и определило то, какие критерии будут предъявляться к кандидатам.

Были разные подходы к тому, какие критерии подбирать для конкурсантов максимально жёсткие или лояльные. Были позиции, представленные губернатором и правительством региона, были проекты положений от некоторых инициативных групп депутатов. В процесс подготовки положения включилась мэрия. Активно анализировало положение и юридическое сообщество, эксперты. В итоге все пришли к тому, чтобы, объединяя разные проекты положения, процедуру избрания мэра сделать самой демократической, чтобы максимальное количество желающих смогли поучаствовать в выборах главы города. Критерии были таковы: высшее образование, наличие опыта руководящей работы. Учитывались наличие званий, наград и другие факторы.

Порядок избрания мэра на первом этапе осуществляла конкурсная комиссия, которая состояла из шести человек, три из которых были предложены депутатами Думы Иркутска. В них вошли профессиональный юрист, который занимается электоральными вопросами и два депутата Думы Иркутска. От главы региона также было предложено в конкурсную комиссию три кандидатуры – это очень уважаемые люди в регионе: председатель Общественной палаты Иркутской области, бывший ректор одного из крупнейших вузов города Иркутска и председатель избирательной комиссии Иркутской области, который и возглавил конкурсную комиссию. Эта ситуация устроила всех, потому что конкурсный отбор кандидатов был максимально объективным и эффективным. Конкурсная комиссия оценивала кандидатов в два этапа: на первой стадии кандидаты представляли свои документы и программы, которые оценивались по бальной системе. На втором этапе комиссия должна была провести собеседование с кандидатами, оценив их знания в профессиональной сфере, знания действующего законодательства. В итоге у нас был представлен самый широкий круг кандидатов, всего их было 29 человек.

Каждый из кандидатов представил свою программу, которую изначально на собеседовании презентовал конкурсной комиссии. 28 кандидатов представили свои конкурсные программы, один кандидат – не явился на этап очной защиты, но даже его допустили до выборов, его оценили только по предоставленным документам. Вчера состоялось заседании Думы Иркутска, в рамках которого самым основным вопросом было избрание мэра города. Для избрания мэром нужно было набрать одному из кандидатов квалифицированное большинство голосов, а именно 24 голоса.

Вчера все 29 кандидатов должны были в порядке очереди представить свои программы и презентовать свою предвыборную кампанию. Каждому кандидату отводилось пять минут на презентацию, дальше каждый из депутатов мог задать по одному вопросу каждому из конкурсантов. Порядок выступления кандидатов распределился согласно рейтингу. Сначала выступали кандидаты, которые набрали максимальное количество голосов и дальше в порядке уменьшения. Процедура заняла фактически весь день, обсуждение кандидатур длилось до четырёх часов дня.

Программы были самые различные. Самые сильные программы были у лиц, которые имеют опыт работы в сфере государственного и муниципального управления те, кто знают работу администрации не только со стороны, но и изнутри. Сильных программ и кандидатов было несколько. Среди них были и действующие сотрудники муниципальных структур, и руководители предприятий, и общественники, и специалисты в самых различных сферах. По структуре, кто-то говорил об эффективности работы мэрии, о необходимости её изменения. Очень актуальными были вопросы повышения эффективного наполнения бюджета и актуальных направлениях распределения бюджетных средств. Эти вопросы очень актуальны для большинства муниципалитетов. Кроме всего, задавались вопросы, которые касались отдельных сфер: производства, дорожной сферы, коммунальных систем, жилого фонда, градостроительной политики и социальной инфраструктуры. Отдельно депутатов волновали вопросы здравоохранения, образования и другие частные вопросы развития административных округов. Среди всех кандидатов были фавориты. Далеко не все кандидаты вышли на предвыборную площадку, для того, чтобы избраться и победить в выборах. Были и те, кто хотел донести своё видение развития города в конкретной сфере. Они просто использовали площадку выборов для собственной презентации, для того, либо чтобы реализовать свои предложения в команде избранного мэра. Были и кандидаты, которые пришли на площадку с целью актуализировать те темы в развитии Иркутска, которые они считают важными, но эти темы до сих пор как они считают не особенно актуальны.

По окончанию всех выступлений состоялось тайное голосование, по итогам которого 26 депутатов поддержали кандидатуру Руслана Болотова, что абсолютно понятно, и оправдано.

Перед избранием Руслан Николаевич уже работал в должности вице-мэра города Иркутска, большинство депутатов увидело его стилистику управления, знают, как он работает, видят его приоритеты, знания и опыт в решении различных управленческих вопросов. Он провёл переговоры с большинством депутатов и самое главное, у него есть огромнейший опыт работы в сфере государственного и муниципального управления. У него уже был опыт работы мэром одного из городов Иркутской области, кроме этого он много лет работал в правительстве региона, был его председателем. Занявший второе место кандидат, который разработал очень серьёзную программу, набрал шесть голосов. Третий кандидат – два голоса.

Кампания по выборам мэра имела конкурентный и состязательный характер и прошла в рамках создания и подробного обсуждения с депутатским сообществом реальной программы развития Иркутска, что закладывает позитивные перспективы развития города в будущем», - поделился мнением эксперт НОМ Владислав Шиндяев. 

Читайте также

На круглом столе «Общество и выборы» в Санкт-Петербурге ответственный секретарь СПЧ Александр Точенов предложил регионам Северо-Запада объединиться для создания неформальной молодёжной площадки для обмена мнениями о выборах — предполагается, что Северная столица может стать «центром притяжения» всех молодых людей, кто интересуется выборами и готов участвовать в наблюдении за избирательными процедурами.

Вероятность, что действующие губернаторы победят в первом туре выборов рамках ЕДГ 8 сентября, близка к 100%, при этом врио глав регионов также имеют отличные шансы на избрание. К такому выводу пришли эксперты на круглом столе ЭИСИ. При этом жители регионов демонстрируют значительный интерес к избирательному процессу, а явка обещает быть высокой. По мнению экспертов, текущие региональные избирательные кампании являются электоральным послесловием к прошедшим в марте президентским выборам, и этим объясняется высокий уровень «консолидации вокруг флага», а длительность этого феномена наблюдается впервые.

28 июля в Венесуэле пройдут президентские выборы. Борьбу за пост главы государства ведут 10 политиков, в том числе действующий лидер республики Николас Мадуро. В случае победы президента велика вероятность, что оппозиция не признает результаты выборов и выведет людей на улицы, тем самым дестабилизируя обстановку в стране, считают эксперты НОМ. Кроме того, в этом случае США могут ввести новые санкции против Венесуэлы. Если же победит оппозиция, что при условии огромной роли военных в политической системе страны маловероятно, то это будет совершенно другая страна, с которой предстоит заново выстраивать отношения, в том числе и России, полагают эксперты.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26