https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Эксперт: «Нужно ввести ответственность за вынос бюллетеней и призывы к их порче»

09.01.2023

На выборах в Единый день голосования-2022 и в прошлые годы дискредитаторы выборов нередко призывали к порче бюллетеней или выносу их с участка с собой. Действующий закон не предусматривает запрета на такие ситуации. Член Общественной палаты Костромской области, эксперт НОМ Анастасия Кутузова видит в этом лазейку для провокаторов и предлагает чётко прописать в законе сферу применения бюллетеня, а за призывы к их порче - ввести административную ответственность.

Актуальность вопроса (на примере выборов в Костромской области)

Выборы в Единый день голосования 2022 году в Костромской области прошли при высоком уровне конкуренции, достаточно прозрачно и без существенных проблем на избирательных участках. Тем не менее имели место быть попытки провокаций и призывы ряда лиц, имеющих зарубежное финансирование, портить и выносить с собой избирательные бюллетени.

Общественные наблюдатели в процессе наблюдения на выборах в этом году также обратили внимание, что бюллетени не только выносились с участка, но и оставлялись избирателями на столе члена комиссии с правом решающего голоса сразу после выдачи, в кабинке для тайного голосования или демонстративно сверху ящика для голосования.

Как регулируется законом

При этом членами избирательной комиссии составлялся акт произвольной формы, поскольку в протоколе такие бюллетени не отражаются, т.к. строчки, к которой можно отнести не предусмотрено. Также не предусмотрена в протоколе строчка, где можно зафиксировать бюллетень неустановленной формы. При обнаружении такого бюллетеня информация о нем нигде не фиксируется.

Процедура использования бюллетеня избирателем содержится только в п. 1 ст. 63 вышеуказанного этого закона, гласящая, что для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень. При этом об обязанности гражданина опускать бюллетень в ящик нет ни слова в законодательстве.

Поскольку бюллетень изготавливается на бюджетные средства, равно как и другое оборудование избирательной комиссии, то бюллетень является государственным имуществом, хотя и малоценным. Бюллетень наделен целью использования – выразить выбор (предпочтение, решение) в отношении того или иного кандидата/партии, вопроса.

Все бюллетени являются учтенными и выдаются участковой избирательной комиссии подотчётно. В таком случае, его вынос за пределы помещения участковой избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума, равно как оставление себе при голосовании вне помещения, можно трактовать как фактическое выбытие государственного имущества из владения избирательной комиссии.

По нашему мнению, избиратель наделен правом пользования бюллетенем на момент голосования, но не владения или распоряжения им.

Какие существуют проблемы

Общественные наблюдатели в дни голосования следят за тем выносятся ли бюллетени из помещения для голосования, т.к. это может быть не просто позицией избирателя – оставить себе на память бюллетень, а деятельностью по дискредитации выборов с последующей организацией так называемых «каруселей», вбросов.

Более того, в интернет-пространстве распространены призывы выносить бюллетени. В законодательстве не урегулированы последствия выноса бюллетеня, а также порядок действий комиссии, если этот факт будет зафиксирован кем-либо из участников избирательного процесса. Более того, вынос бюллетеня создает трудности для членов участковой избирательной комиссии при подсчете голосов, поскольку число выданных бюллетеней сверяется с их количеством в урне, и, если число не совпадает, предстоит пересчет, чтобы исключить случайную ошибку.

Поправки в законодательстве – новая преграда для провокаторов

Сложившаяся проблема, на наш взгляд, может быть решена внесением изменений в Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» путем его дополнения.

В этих изменениях предлагается предусмотреть сферу применения бюллетеня: 1) Назначением бюллетеня предлагается считать выражение воли при голосовании. 2) При этом иное использование бюллетеня не допускается. Необходимо прописать прямой запрет на вынос и оставление себе бюллетеня.

*Аналогичные изменения необходимо внести и в Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ, Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В связи с предложенными нами изменениями мы видим необходимость дополнить и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022).

Введение нормы, запрещающей выносить бюллетень избирателю за пределы помещения, и административного наказания за такой проступок, приведет к аннулированию возможности использования вынесенных бюллетеней для вброса и другого рода провокаций, позволит точно учесть при подсчете все бюллетени, изготовленные на бюджетные средства и выданные комиссии. Это повысит доверие избирателей к избирательной системе, волеизъявление каждого избирателя останется учтенным, так как вероятность признания бюллетеней недействительными при подсчете голосов будет сведена к минимуму.

За призывы портить бюллетени – административная ответственность!

Законодательство также содержит пробел, связанный с отсутствием ответственности за призывы портить избирательные бюллетени, выносить избирательные бюллетени из помещения для голосования. Отсутствие ответственности за такого рода призывы увеличивает количество таких призывов в связи с безнаказанностью, при этом призывы распространяют конкретные лица со своих личных и публичных страниц в социальных сетях.

Общественные наблюдатели отмечают, что на выборах бывает, что человек в день голосования, получив бюллетень, ошибается и ставит галочку не там, потом передумал о своем волеизъявлении. Такие действия не являются виновными и избирателю выдается новый бюллетень. При этом встречаются и демонстративная порча бюллетеня: разрывают на части, съедают и др. Поэтому подстрекательство к порче бюллетеней, сознательные призывы и осознанная порча являются умышленными деяниями, совершенными виновно.

В связи с этим считаем целесообразным внесение изменений в ст. 5.14 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ установлением ответственности за порчу бюллетеня, за призывы к порче бюллетеней и за призывы к выносу бюллетеней с избирательного участка в день голосования и при осуществлении голосования вне помещения для голосования.

Введение данных норм позволит повысить прозрачность электорального процесса, исключить иное использование бюллетеня кроме как для участия в голосовании, конкретизирует назначение бюллетеня. Предложенная нами юридическая ответственность за порчу, за призывы к порче бюллетеней и за призывы к их выносу с участка позволит уменьшить возможности для провокаций в период голосования и для дискредитации выборов в целом.

Читайте также

Обнародованные 29 марта данные социологов свидетельствуют о высоком уровне доверия россиян Президенту РФ Владимиру Путину – согласно опросу ФОМ, доверяют главе государства 84% респондентов, согласно опросу ВЦИОМ, эта цифра составляет 80,7%. На прошедших 15-17 марта выборах Путин получил 87,28%. Подробнее о выводах социологов – в обзоре.

В эти выходные должны были пройти выборы президента на Украине. Однако выборов 31 марта не будет, как не было в октябре 2023 года — в Верховную Раду. Заместитель директора Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Роман Парма в экспертной колонке размышляет, как в этой связи демократические ценности согласуются с отменой второй по счету кампании в соседнем государстве.

Ассоциация НОМ представила проект рекомендаций к будущим выборам по итогам наблюдения за президентской кампанией. Среди прочего, эксперты предложили предусмотреть правовой механизм участия в выборах для избирателей, которые по различным причинам не смогли сделать это через ДЭГ. Проект вместе с докладом будет направлен в регионы для совместной доработки с местными экспертами. Подробнее о рекомендациях и выводах – в материале с совещания в Общественной палате России.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26