До выборов в Госдуму еще полгода, но технологии, характерные для информационной войны, мы можем наблюдать уже сейчас. Как аналитик в сфере информационных войн, могу сказать: в преддверии и в ходе проведения избирательных кампаний этого года, в особенности думской, используются новейшие технологии информационно-психологического воздействия на избирателей. Все они направлены на то, чтобы дискредитировать выборы и дестабилизировать внутреннюю обстановку в стране.
Информационная война – это вооруженный конфликт, в котором столкновение сторон происходит в форме информационных операций с применением информационного оружия. Структурно информационная война состоит из последовательности информационных операций, объединенных единым замыслом и согласованных по целям, задачам, формам и методам информационного воздействия. Информационные операции – это оперативные комбинации на каналах открытых телекоммуникационных сетей. Структурно они представляют собой последовательность информационных вбросов, разделенных периодами тишины (экспозиции).
Применяемые технологии – всегда манипулятивные. Они не один раз уже отработаны на практике за рубежом. Например, на президентских выборах США и на выборах президента Белоруссии. Конечно, следует понимать, что эти технологии эффективны. Они будут нацелены на то, чтобы вводить в заблуждение большие массы населения. И тенденциозное общественное мнение будет формироваться даже относительно тех событий, которые ещё не произошли. В частности, уже предпринимаются попытки формировать мнение о еще не случившихся выборах, нам пытаются привить мысль о том, что еще не назначенные выборы будут нелегитимны.
То, что я описал сейчас – это так называемая технология вброса – это блок специально подготовленной информации, стимулирующей объект информационного воздействия на совершение немедленных ответных действий, как реакция на полученный внешний стимул. Часто вместе с этой технологией также используется прием «сакральная жертва». Здесь суть приема понятна из названия.
Для того, чтобы с такими технологиями бороться, используют контр-технологии, включающие методы перехвата повестки и перехвата инициативы, отвлечения на другой объект, «информационной прививки» и так называемого «бумеранга». Однако, на мой взгляд, здесь также важно участие экспертов, которые могут противодействовать применяемым манипуляциям на своем экспертом уровне.
Эксперту нужен высокий уровень знаний, компетенций и понимания происходящих процессов. Здесь важна роль независимого электорального эксперта. Чем меньшее количество факторов на него давит, тем ценнее будет его экспертиза. Притом что сохранить независимость в современном мире, где все взаимосвязано, крайне сложно. Задачи независимых электоральных экспертов в этом контексте заключаются в оперативном выявлении таких манипуляций, а также подробном разъяснении обычным гражданам России, в чьих интересах и посредством каких инструментов они применяются.
Профессиональная экспертная оценка будет способствовать тому, чтобы как можно большее число людей осознавало, что ими манипулируют, пытаются воспользоваться в политических целях – как обычным неодушевлённым инструментом.
Здесь роль экспертов, которые пользуются доверием у граждан, очень высока – только они могут проводить экспертизы; представлять не просто мнения частного лица, а профессиональные оценки, подкрепленные конкретными фактами, аргументами и доводами. И если эксперт профессиональный, то факты, аргументы и доводы у него будут неоспоримы. В условиях, когда начнется вал разного рода фейков, предназначенных для введения в заблуждение обычных людей, только независимые эксперты способны защитить их от проявлений информационной войны.
Автор – доктор политических наук, учредитель и президент Ассоциации специалистов по информационным операциям Андрей Манойло