Эксперт: "Японскую избирательную систему сложно назвать открытой, но Запад не критикует"

22.10.2021

31 октября пройдут очередные выборы в нижнюю палату японского парламента – Палату представителей. Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член Правления РАПН Владимир Шаповалов рассказал об особенностях избирательной системы Японии, уровне политической конкуренции и позиции Запада относительно чистоты проходящих выборов.

Традиционно избирательная кампания в Стране Восходящего Солнца проходит тихо и незаметно, не привлекая особого внимания со стороны международного сообщества. Между тем избирательная система и электоральная практика этой азиатской демократии имеет целый ряд достаточно интересных особенностей.

Палата состоит из 465 депутатов, большая часть которых, 289 депутатов, избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства. Обладатели остальных 176 мест определяются на основе пропорционального голосования в 11 многомандатных округах.

Пассивным избирательным правом обладают граждане, достигшие 25-летнего возраста, а для избирателей действует ценз проживания на данной территории – три месяца.

Японскую избирательную систему довольно сложно назвать открытой, прозрачной и конкурентной. Организатором выборов выступает Министерство внутренних дел, которому подчинены Центральный совет по управлению выборами и избирательные комиссии префектур и муниципалитетов.

В выборах не имеют права участвовать ни международные, ни национальные наблюдатели. В принципе, институт наблюдения не предусмотрен, а ящик для голосования открывается в момент начала голосования в присутствии первого пришедшего на избирательный участок избирателя.

При обилии партий – участников выборов - побеждает всегда одна партия, Либерально-демократическая партия Японии. ЛДПЯ была образована в 1955 году и с тех пор практически бессменно на протяжении 66 лет является правящей. Только дважды за это время, в 1993 году (на 11 месяцев) и в 2009-2012 гг., она временно уступала свое место оппозиционным партиям. Однако правление оппозиции заканчивалось довольно быстро, и либерал-демократы в результаты внеочередных выборов возвращали себе утраченные позиции. И сейчас опросы прочат правящей партии очередную победу.

Несмотря на все указанные специфические черты избирательная система Японии не подвергается критике ни со стороны западных партнеров Токио, ни со стороны многочисленных международных структур, занимающихся мониторингом выборов. Никакой истерики в отношении недопуска международных наблюдателей и отсутствия в принципе какого-либо механизма общественного контроля нет, а в Рейтинге стран мира по уровню политических и гражданских свобод, составляемом ежегодно известной правозащитной организацией «Freedom House», Япония имеет один из самых высоких показателей, 96 баллов, опережая по показателю политических прав такие страны, как Германия, Великобритания и США и совсем ненамного отставая от лидеров – скандинавских государств.

Очевидно, мы что-то важное не знаем о японских выборах. То, что знают западные правозащитники.

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член Правления РАПН Владимир Шаповалов

Читайте также

В воскресенье, 5 декабря в 10 регионах страны прошли местные выборы. За ходом кампаний на всех этапах традиционно наблюдатели эксперты НОМ. Вакантные места вновь разделили между собой кандидаты от «Единой России» и самовыдвиженцы, в нескольких случаях мандаты получили кандидаты от КПРФ и ЛДПР. Эксперты отмечают: политические партии не уделили большого внимания муниципальным выборам, хотя именно на этом уровне решается большинство близких людям проблем.

Политолог Дмитрий Травкин убеждён: итоги встречи главы государства и председателя ЦИК России укоренили тенденцию – процесс модернизации избирательной системы страны и её постепенного развития, во многом повлиял на чистоту прошедших выборов и легитимность их итогов.

3 декабря глава государства Владимир Путин провёл встречу с председателем ЦИК России Эллой Памфиловой. Она сообщила Президенту о главных тенденциях избирательных кампаний года, а также предложениях по модернизации избирательной системы. На встрече обсуждались вопросы эффективности новых форм голосования, политической конкуренции, общественного наблюдения и новаций в избирательной практике. По мнению экспертов НОМ, встреча показала личную заинтересованность главы государства в том, чтобы избирательная система двигалась по пути большей прозрачности, демократичности и цифровизации.