Этот выборный год оказался богат на новшества. Помимо многодневного голосования, внедренного в жизнь из-за пандемии коронавируса, но быстро оцененного избирателями, на выборах 2021 года была опробована система центров наблюдения и заблаговременного многоступенчатого обучения наблюдателей. О том, какие уроки стоит вынести из этого опыта и куда системе развиваться дальше, рассказывает в колонке для портала НОМ директор юридического института Югорского госуниверситета, эксперт НОМ Станислав Розенко.
«Начиная с февраля 2021 года, в ХМАО была развернута система обучения общественных наблюдателей к предстоящим в сентябре выборам. Был создан Общественный штаб по подготовке наблюдения, который возглавила глава Общественной палаты ХМАО-Югры Ирина Максимова. Особое внимание было уделено обучению наблюдателей на местах, и данный процесс продолжался до сентября 2021-го: сначала обучение прошли представители Общественной палаты Югры, которые в дальнейшем, работали на территории.
В результате за полгода организационная структура по формированию корпуса наблюдателей была создана в каждом муниципалитете. И обучение дало свои положительные итоги. В основном наблюдатели были подготовлены содержательно и мотивированно. Обратная связь держалась постоянно, и опора на Общественную палату себя полностью оправдала. Оказывали действенное содействие в обучении волонтеров как правило и местные администрации, а методическую поддержку НОМа можно оценить только положительно, так как несмотря на различный уровень подготовки, стандарты сильно помогали в работе на выборах.
Важным ноухау стало создание Центра видеонаблюдения за выборами в муниципалитетах. Его организация способствовала успешному и эффективному разрешению спорных ситуаций, имевшихся в период выборов – было зафиксировано несколько провокаций со стороны представителей отдельных политических партий, оспаривавших законность итогов голосования на отдельных участках.
Кроме того, для освещения текущих событий на избирательных участках была сформирована группа экспертов, осуществлявших информационно-разъяснительную деятельность совместно с местными и региональными СМИ. Значимую поддержку оказал РИЦ «Югра». Для решения кризисных ситуаций на избирательных участках и разрешения сложных кризисных ситуаций, совместно с Адвокатской палатой ХМАО-Югры и Ханты-Мансийским региональным отделением Ассоциации юристов России была сформирована группа действующих адвокатов, готовых оказать юридическую помощь во всех 22 муниципалитетах Югры.
На мой взгляд, в предстоящие несколько лет нам придется сосредоточиться на нескольких направлениях. Прежде всего, расширить экспертное сообщество с учетом особенностей избирательной деятельности в субъектах РФ, и развивать их взаимодействие с общественными наблюдателями. Также важно активизировать работу в социальных сетях, поскольку молодежь общается в основном там, да и деятельность внесистемной оппозиции активна и изобретательна именно в Сети. Кроме того, придется «приучить» избиркомы на местах к тому, что общественные наблюдатели – важный элемент чистоты системы и достижения легитимности процедур (если с избирательной комиссией Югры и ТИКами взаимодействие было конструктивным, то на отдельных избирательных участках в сентябре 2021-го приходилось объяснять важность и значимость независимого наблюдения).
Полагаю, этому может способствовать, к примеру, установление в федеральном законодательстве обязанности периодического обучения участников общественного наблюдения. Также было бы правильно дать в федеральном законодательстве правовое определение мобильным группам наблюдателей, определить правовой статус центров общественного наблюдения и решить вопрос об ответственности участников общественного наблюдения на будущее (например, в случае злоупотреблений)».