Эксперты: гарантии наблюдения за дистанционным электронным голосованием нужно чётко прописать в законе

21.01.2022

В Общественной палате РФ прошли слушания по законопроекту о введении для всех выборов и референдумов в России единых принципов проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Эксперты сделали акцент на необходимости чёткого закрепления в законе возможностей и гарантий общественного наблюдения за технологией. По словам участников слушаний, одной из главных задач должна стать работа по повышению доверия избирателей к ДЭГ через разъяснение сложных технических вопросов. По итогам слушаний была предложена резолюция. В ней участники рекомендовали ко второму чтению доработать законопроекта с точки зрения обеспечения наблюдения за ДЭГ.

В мероприятии приняли участие члены ОП РФ, представители ЦИК РФ, разработчики законопроекта, политические партии, IT-эксперты, социологи, разработчики законопроекта и электоральные эксперты.

Один из авторов законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Дмитрий Ламейкин во вступительном слове отметил: «За три года применения дистанционного электронного голосования на выборах разного уровня мы отточили эту систему. Процесс и технологически сложен и организационно непрост. Мы убедились, что этот инструмент эффективен и востребован. ДЭГ – это дополнительный инструмент для избирателя, и на наш взгляд, он должен быть интегрирован в систему избирательного законодательства в полноценном масштабе».

Как подчеркнул заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев, внесение изменений в избирательное законодательство – это «следующий шаг в понимании, каким должно быть дистанционное электронное голосование – публичным, понятным и открытым». «Информационные системы, которые существуют на данный момент, федеральная и московская — абсолютно дееспособны, и не могут остановиться в своём развитии. ЦИК заканчивает создание на нашей базе того, что мы называем ЦОДом (новая система ГАС «Выборы») в рамках которой реализация проекта ДЭГ получит новое развитие и новые возможности как для проведения процесса наблюдения, так и для обучения наблюдателей на нашей площадке», - анонсировал зампред ЦИК России Николай Булаев.

«Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на физических избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосования», - подчеркнул руководитель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.

IT-специалисты обозначили необходимость улучшения системы подготовки всех желающих участвовать в наблюдении за ДЭГ, а также чёткого закрепления в законе возможностей общественного контроля за технологией. «Мы поддерживаем законопроект и считаем, что пришло время перенести этот опыт в единую законодательную базу. Но мы со своей стороны предложили внимательнее рассмотреть вопрос о включение в законопроект пункта о необходимости наличия технических средств наблюдения за ДЭГ, о гарантиях для наблюдателей доступа к этим средствам, и о том, что конкретный формат этих средств определяется порядком проведения ДЭГ», - обозначил позицию генеральный секретарь высшего координационного совета политической партии Партия прямой демократии Олег Артамонов.

Законопроект также поддержали представители политических партий: «Единая Россия», Партия Пенсионеров, «Справедливая Россия - За правду», «Новые люди», «Зелёные», «Зелёная альтернатива», «Гражданская платформа» и «Родина». Против законопроекта выступил только представитель КПРФ.

При этом эксперты подчеркнули, что актуальными остаются вопросы повышения доверия избирателей к электронному голосованию, расширения числа наблюдателей через разъяснение сложных технических нюансов, а также более подробного информирования о значимости каждого из этапов в процессе подготовки ДЭГ.

Законопроект о дистанционном электронном голосовании прокомментировали и представители Независимого общественного мониторинга. «Мы отмечаем важность и удобство этой новый формы голосования, особенно в условиях пандемии. Эта новая форма голосования комфортна для избирателя и об этом говорят данные социологических институтов. Очень важно, что теперь на законодательном уровне закрепляется механизм реализации ДЭГ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием», - подчеркнул член Совета при Президента РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.

Член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ Алёна Булгакова обратила внимание на то, что дальнейшая проработка норм, регулирующих все вопросы проведения ДЭГ, должна проводиться с обязательным участием экспертного сообщества. «Остается плотно сотрудничать с избирательными комиссиями в части подготовки и обсуждения порядка проведения дистанционного голосования», - отметила эксперт.

По мнению заместителя директора Института истории и политики МПГУ, члена Правления РАПН, эксперт НОМ Владимира Шаповалова, в законопроекте необходимо закрепить возможность политических партий, кандидатов, а также избирателей участвовать в контроле за чистотой проведения ДЭГ. Такие гарантии, считает эксперт, будут напрямую способствовать обеспечению легитимности проходящих выборов.

По итогам слушаний была предложена резолюция, согласно которой основные правила использования дистанционного электронного голосования должны быть прописаны в базовом законе о выборах (67-ФЗ), а наблюдение за ДЭГ так же прописано в поправках.

Напомним, на выборах в сентябре 2021 года ДЭГ применялся в семи регионах – в шести субъектах ДЭГ проводился на федеральной платформе, Москва организовала ДЭГ на собственной экспериментальной платформе. Накануне внесения поправок в Госдуму председатель ЦИК Элла Памфилова заявила, что применение ДЭГ планируется расширить на выборах 2022 года.

Поправки в закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в Госдуму внесли 16 декабря 2021 года депутаты от «Единой России» Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин. Как пояснили авторы, опыт применения ДЭГ на выборах в 2019-2021 годов в экспериментальном режиме продемонстрировал необходимость «установления основных принципов и параметров проведения такого голосования, единых для всех выборов и референдумов на территории РФ». Поскольку в предыдущих кампаниях применение онлайн-голосования единым законом не регулировалось, авторы поправок предложили прописать основные правила использования дистанционного электронного голосования в базовом законе о выборах (67-ФЗ).

Читайте также

Эксперты считают, что следующим важным шагом в воссоединении России с ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областями станет интеграция новых регионов в российскую государственную и правовую системы. Такие посылы услышали Алена Булгакова и Лина Вокалова в выступлении Владимира Путина сегодня на подписании соглашения с четырьмя новыми субъектами РФ в Георгиевском зале Кремля.

На подписании договоров с главами ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, как и ожидалось, Владимир Путин выступил с объёмной речью, обращённой к жителям новых регионов, представителям органов государственной власти России и коллективному «Западу». Александр Брод и Александр Асафов, которые присутствовали на торжественной церемонии, прокомментировали услышанное.

В эти дни в Краснодарском крае и Амурской области проходит досрочное голосование на муниципальных выборах, назначенных на 2 октября. В Карелии местные выборы будут проходить в два дня. Региональные эксперты НОМ рассказали о том, сколько избирателей уже сделали свой выбор, а также о готовности избирательных комиссий к основному дню голосования.