https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Эксперты онлайн-лектория НОМ рассказали об опыте конституционализма в России

14.05.2020


В мероприятии приняли участие эксперты Ассоциации НОМ, представители широкого научного исторического сообщества, политологи, правоведы и социологи, кандидаты в общественные наблюдатели и гражданские активисты.

В своих выступлениях спикеры, посвящая участников мероприятия в экскурс по истории формирования, развития и становления конституционализма в России, охватили многовековой период российской истории: с Древности и до наших дней.

Член правления Российской ассоциации политической науки, заместитель директора Истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов посвятил своё выступление рассмотрению опыта конституционализма в дореволюционный период российской истории: от Древней Руси до принятия Императором Николаем II октябрьского манифеста в 1905 году, провозгласившего права и свободы граждан страны, а также создание двухпалатного парламента.

«Новгородское княжество было первым конституционным строем и государственной системой, которая основывалась на неписанном праве», - сообщил спикер. Характеризуя начальный этап развития конституционализма, Владимир Шаповалов подчеркнул, что данный строй – был «сложной системой сдержек и противовесов», реализуясь в народном собрании (вече) и Совете господ.

В целом, формальным началом конституционализма, по мнению эксперта, является период 40-ых годов XVII века. «В 1654 году Иван Бутурлин, совершая попытку ограничения абсолютной власти царя, подал записку, в которой предлагалась идея о закреплении Земского собора как постоянно действующего органа при царе, который бы рассматривал наиболее важные вопросы деятельности государства», – рассказал Владимир Шаповалов.

Процесс регулярного создания конституционных проектов, как сообщил спикер, начинается с XVIII века. Именно в этот период столкнулись два конституционных подхода: аристократический и подход дворянства. «Около 10 конституционных проектов появились в начале царствования императрицы Анны Иоанновны. Также Верховный тайный совет получал широкие полномочия, существенно ограничивал её власть», - пояснил Владимир Шаповалов.

Важный вектор развития конституционализма приходится на начало XIX века, когда «в российском государстве возник всплеск конституционной мысли, которые были порождены ожиданиями людей». Выдающимся деятелем XIX века в вопросе развития конституционализма, информирует спикер, стал государственный деятель Михаил Сперанский, который написал «настоящую Конституцию, в которой были заложены идеи, получившие практическое воплощение через сто лет при Николае II». Эксперт сообщил, что Сперанский первый предлагал разделить систему власти на три ветви, создать двухпалатный парламент и выборную систему местного самоуправления, а также реформировать административно-территориальное управление в стране.

Программные документы декабристов Павла Пестеля и Никиты Муравьёва, несмотря на нереализованный характер, отражали новые идеи процесса конституционализма о создании монархической Федерации и унитарного государства.

В рамках последнего периода дореволюционной истории ключевым решением на пути развития конституционализма стало подписание Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года, который утверждал права и свободы граждан страны, двухпалатный парламент (Государственный совет и Государственная Дума), получивший законодательную власть. «Император заключает договор с обществом, ограничивая свою власть», - отметил Владимир Шаповалов.
Отвечая на вопросы участников онлайн-лекции Владимир Шаповалов, заключил: «Россия развивается в потоке мировом, перенимая практики других стран, но интегрируя их в российскую политическую традицию».

Ведущий координатор проектов фонда «История Отечества», член Российского исторического общества Владимир Беклямишев рассказал о развитии отечественного конституционализма в советский период, отметив, что специфика марксистского подхода к конституционному праву имела революционный характер и существенно отличалась от мировой практики.

Спикер отметил, что государственность СССР постоянно эволюционировала, причем на каждом этапе руководство страны стремилось закрепить особенности режима в основном законе. Прослеживать эту динамику можно от Конституции РСФСР 1918 года до Конституции «развитого социализма» 1977 года и последних поправок к ней, внесенных в 1990 году.

Эксперт отметил, что принципы первой советской Конституции 1918 года вытекали из ленинского учения о демократии. Согласно ему, демократия и диктатура не являются противоположностями, так как демократия для буржуазного меньшинства может одновременно являться диктатурой для эксплуатируемых трудящихся. Отсюда революционный ленинский тезис о «диктатуре пролетариата», которая «в миллион раз демократичнее» буржуазных демократий.

В тексте первой советской Конституции, пояснил спикер, в числе многих вопросов предусматривались равные политические права российских и иностранных трудящихся. Закреплялись избирательные права женщин, полученные ими еще при Временном правительстве. Осуществлялось отделение церкви от государства, а школы – от церкви, хотя свобода религиозной пропаганды также прописывалась.

Владимир Беклямишев проанализировал содержание и других советских основных законов. Так, Конституция СССР 1924 года впервые закрепляла органы власти, в числе которых были органы юстиции и безопасности. Важной развилкой стал принцип федерализации, выбранный Лениным в противовес плану автономизации, предусматривающему меньший суверенитет Украинской, Белорусской и Российской Советских Социалистических Республик.

Конституция 1936 года рассматривалась лектором как политическая акция. Она произвела эффект на международной арене, изменила представление о советской власти. В ней предусматривались широкие экономические и политически права граждан, которые не всегда соответствовали объективной реальности.

В тексте Конституции 1936 года впервые упоминался опрос, приравниваемый к референдуму. Принятие Конституции вылилось в пропагандистскую компанию. С 1935 года в советской печати публиковались буржуазные Конституции, при этом подчёркивалось, что «СССР берёт из них лучшее». Тогда, проинформировал эксперт, более 80% взрослого населения приняли участие в референдуме по Конституции, а в её текст было внесено 170 тысяч поправок. Однако обсуждение носило формальный характер.

Конституционный проект, разработанный в период правления Н.С. Хрущёва в 1962-1964 годах, предусматривал прямое народное правление. Обсуждалось и введение должности президента СССР.

В брежневской Конституции «развитого социализма» 1977 года вводилась шестая статья о руководящей роли КПСС, которая закрепила формальное троевластие. Государство, партия и ряд общественных организаций, согласно основному закону, получали формальную возможность влиять на выработку политических решений. Де-факто, впрочем, монопольной властью обладала лишь партия.

Отвечая на вопрос, какую страну можно назвать лидером в сфере конституционно-правовой мысли, Владимир Беклямишев привел в пример Мексику, где еще в 1917 году была принята чрезвычайно передовая Конституция, не сыгравшая при этом никакой реальной роли. С другой стороны, эксперт напомнил о том, как получение британским парламентом полномочий по расходованию бюджета страны в XVII веке дало мощную фору Великобритании в геополитическом противостоянии с ее конкурентами – Испанией и Францией, где бюджетами распоряжались исключительно монархи.

«Конституция – не всегда общественный договор, но всегда продукт своего времени, политических, социальных и экономических отношений в обществе, определенный слепок баланса сил. Именно с этой позиции следует воспринимать конституционные акты», – завершил эксперт.

Читайте также

ЦИК РФ принял за основу проект постановления «О внесении изменений в Порядок дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем». Помимо изменений в правила наблюдения за ДЭГ, поправки в порядок электронного голосования предусматривают электронную очередь и гарантии реализации активного избирательного права при возникновении нештатных ситуаций. Как разъяснили эксперты НОМ, последнее означает, что при невозможности продолжения электронного голосования избиратель сможет получить бумажный бюллетень на обычном участке.

29 апреля должны состояться выборы в африканской Тоголезской Республике: одновременно с парламентом жители страны впервые изберут региональные органы власти. На вакантные мандаты претендуют более 2 тысяч независимых и партийных кандидатов. За политической остановкой в стране внимательно наблюдают эксперты НОМ. По их прогнозам, правящая партия во главе с президентом страны Фор Гнассингбе сможет одержать победу на выборах. Подробнее – в материале НОМ.

Временная рабочая группа по мониторингу избирательных прав граждан Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (МРГ Совета) уже с начала июня приступит к наблюдению за избирательными кампаниями, которые пройдут в рамках Единого дня голосования 8 сентября. Об этом ответственный секретарь СПЧ, глава Мониторинговой рабочей группы Александр Точенов сообщил по итогам заседания Президиума Совета, которое состоялось в среду, 23 апреля.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26