В мероприятии приняли участие эксперты Ассоциации НОМ, представители широкого научного исторического сообщества, политологи, правоведы и социологи, кандидаты в общественные наблюдатели и гражданские активисты.
В своих выступлениях спикеры, посвящая участников мероприятия в экскурс по истории формирования, развития и становления конституционализма в России, охватили многовековой период российской истории: с Древности и до наших дней.
Член правления Российской ассоциации политической науки, заместитель директора Истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов посвятил своё выступление рассмотрению опыта конституционализма в дореволюционный период российской истории: от Древней Руси до принятия Императором Николаем II октябрьского манифеста в 1905 году, провозгласившего права и свободы граждан страны, а также создание двухпалатного парламента.
«Новгородское княжество было первым конституционным строем и государственной системой, которая основывалась на неписанном праве», - сообщил спикер. Характеризуя начальный этап развития конституционализма, Владимир Шаповалов подчеркнул, что данный строй – был «сложной системой сдержек и противовесов», реализуясь в народном собрании (вече) и Совете господ.
В целом, формальным началом конституционализма, по мнению эксперта, является период 40-ых годов XVII века. «В 1654 году Иван Бутурлин, совершая попытку ограничения абсолютной власти царя, подал записку, в которой предлагалась идея о закреплении Земского собора как постоянно действующего органа при царе, который бы рассматривал наиболее важные вопросы деятельности государства», – рассказал Владимир Шаповалов.
Процесс регулярного создания конституционных проектов, как сообщил спикер, начинается с XVIII века. Именно в этот период столкнулись два конституционных подхода: аристократический и подход дворянства. «Около 10 конституционных проектов появились в начале царствования императрицы Анны Иоанновны. Также Верховный тайный совет получал широкие полномочия, существенно ограничивал её власть», - пояснил Владимир Шаповалов.
Важный вектор развития конституционализма приходится на начало XIX века, когда «в российском государстве возник всплеск конституционной мысли, которые были порождены ожиданиями людей». Выдающимся деятелем XIX века в вопросе развития конституционализма, информирует спикер, стал государственный деятель Михаил Сперанский, который написал «настоящую Конституцию, в которой были заложены идеи, получившие практическое воплощение через сто лет при Николае II». Эксперт сообщил, что Сперанский первый предлагал разделить систему власти на три ветви, создать двухпалатный парламент и выборную систему местного самоуправления, а также реформировать административно-территориальное управление в стране.
Программные документы декабристов Павла Пестеля и Никиты Муравьёва, несмотря на нереализованный характер, отражали новые идеи процесса конституционализма о создании монархической Федерации и унитарного государства.
В рамках последнего периода дореволюционной истории ключевым решением на пути развития конституционализма стало подписание Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года, который утверждал права и свободы граждан страны, двухпалатный парламент (Государственный совет и Государственная Дума), получивший законодательную власть. «Император заключает договор с обществом, ограничивая свою власть», - отметил Владимир Шаповалов.
Отвечая на вопросы участников онлайн-лекции Владимир Шаповалов, заключил: «Россия развивается в потоке мировом, перенимая практики других стран, но интегрируя их в российскую политическую традицию».
Ведущий координатор проектов фонда «История Отечества», член Российского исторического общества Владимир Беклямишев рассказал о развитии отечественного конституционализма в советский период, отметив, что специфика марксистского подхода к конституционному праву имела революционный характер и существенно отличалась от мировой практики.
Спикер отметил, что государственность СССР постоянно эволюционировала, причем на каждом этапе руководство страны стремилось закрепить особенности режима в основном законе. Прослеживать эту динамику можно от Конституции РСФСР 1918 года до Конституции «развитого социализма» 1977 года и последних поправок к ней, внесенных в 1990 году.
Эксперт отметил, что принципы первой советской Конституции 1918 года вытекали из ленинского учения о демократии. Согласно ему, демократия и диктатура не являются противоположностями, так как демократия для буржуазного меньшинства может одновременно являться диктатурой для эксплуатируемых трудящихся. Отсюда революционный ленинский тезис о «диктатуре пролетариата», которая «в миллион раз демократичнее» буржуазных демократий.
В тексте первой советской Конституции, пояснил спикер, в числе многих вопросов предусматривались равные политические права российских и иностранных трудящихся. Закреплялись избирательные права женщин, полученные ими еще при Временном правительстве. Осуществлялось отделение церкви от государства, а школы – от церкви, хотя свобода религиозной пропаганды также прописывалась.
Владимир Беклямишев проанализировал содержание и других советских основных законов. Так, Конституция СССР 1924 года впервые закрепляла органы власти, в числе которых были органы юстиции и безопасности. Важной развилкой стал принцип федерализации, выбранный Лениным в противовес плану автономизации, предусматривающему меньший суверенитет Украинской, Белорусской и Российской Советских Социалистических Республик.
Конституция 1936 года рассматривалась лектором как политическая акция. Она произвела эффект на международной арене, изменила представление о советской власти. В ней предусматривались широкие экономические и политически права граждан, которые не всегда соответствовали объективной реальности.
В тексте Конституции 1936 года впервые упоминался опрос, приравниваемый к референдуму. Принятие Конституции вылилось в пропагандистскую компанию. С 1935 года в советской печати публиковались буржуазные Конституции, при этом подчёркивалось, что «СССР берёт из них лучшее». Тогда, проинформировал эксперт, более 80% взрослого населения приняли участие в референдуме по Конституции, а в её текст было внесено 170 тысяч поправок. Однако обсуждение носило формальный характер.
Конституционный проект, разработанный в период правления Н.С. Хрущёва в 1962-1964 годах, предусматривал прямое народное правление. Обсуждалось и введение должности президента СССР.
В брежневской Конституции «развитого социализма» 1977 года вводилась шестая статья о руководящей роли КПСС, которая закрепила формальное троевластие. Государство, партия и ряд общественных организаций, согласно основному закону, получали формальную возможность влиять на выработку политических решений. Де-факто, впрочем, монопольной властью обладала лишь партия.
Отвечая на вопрос, какую страну можно назвать лидером в сфере конституционно-правовой мысли, Владимир Беклямишев привел в пример Мексику, где еще в 1917 году была принята чрезвычайно передовая Конституция, не сыгравшая при этом никакой реальной роли. С другой стороны, эксперт напомнил о том, как получение британским парламентом полномочий по расходованию бюджета страны в XVII веке дало мощную фору Великобритании в геополитическом противостоянии с ее конкурентами – Испанией и Францией, где бюджетами распоряжались исключительно монархи.
«Конституция – не всегда общественный договор, но всегда продукт своего времени, политических, социальных и экономических отношений в обществе, определенный слепок баланса сил. Именно с этой позиции следует воспринимать конституционные акты», – завершил эксперт.