Госдума РФ приняла поправки в избирательное законодательство, которые допускают возможность проведения выборов в условиях военного положения, а также уточняют ряд положений избирательного законодательства, регулирующих работу СМИ и наблюдателей. Третье чтение законопроекта назначено на сегодня, 18 мая. Эксперты НОМ внимательно ознакомились с положениями законопроекта и прокомментировали ключевые из них.
Поправки допускают возможность проведения выборов в условиях военного положения. Законопроект предусматривает конституционный механизм, включающий обращение главы региона, на территории которого действуем указанный режим, в ЦИК России, затем проведение ЦИК России консультаций с ФСБ и Миноброны и после – принятие решения о назначения выборов. Кроме того, предусмотрена возможность сокращения избирательных сроков установления иных особенностей проведения выборов в условиях военного положения.
Принятые поправки также предусматривают возможность образования на региональных выборах так называемых «экстерриториальных участков» для голосования избирателей, обладающих активным избирательным правом. Особенности образования указанных избирательных участков, формирования участковых избирательных комиссий, составления списков избирателей, составления протоколов об итогах голосования, обработки итогов голосования, определения результатов выборов и иных вопросов подготовки и проведения голосования устанавливаются ЦИК РФ.
Член Общественной палаты Волгоградской области, кандидат социологических наук Антон Лукаш отмечает, что закрепление указанных возможностей в законодательстве направлено на обеспечение безопасных условий для проведения выборов в новых регионах РФ. «Безусловно, в этой связи должна усиливаться роль общественного наблюдения для того, чтобы исключить все возможные спекуляции по данному вопросу», - обратил внимание эксперт.
Кроме того, законопроект позволяет комиссиям, организующим выборы, составлять электронный реестр избирателей, оставляя за ЦИК только установление порядка. Как напомнил старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Пермского государственного университета Михаил Мухин, само появление такого списка – логичный процесс цифровизации, по которому идет избирательная система страны. «Возможность цифровизации отдельных процедур и предоставление ряда документов в электронной форме, предусмотренные в поправках, расширяют возможности для избирателей и увеличивает удобство голосования. При этом с электронным списком избирателей смогут ознакомиться все указанные в законе лица», - отметил эксперт.
Также принятые поправки предписывают избирательным комиссиям предоставить наблюдателям и представителям СМИ места на избирательных участках. «Если раньше наблюдатели и журналисты на некоторых УИК, расположенных в небольших помещениях в сельских школах, были вынуждены проводить весь день стоя или занимая один стул на всех по очереди, то сейчас комиссию законодательно обязали предусмотреть такие места для них, создавая гарантии для комфортного и полноценного выполнения своих задач на избирательном участке», – подчеркнул Антон Лукаш.
Кроме того, законопроект вводит возможность аккредитации для работы на участках только тех представителей СМИ, чьи трудовые отношения с редакцией закреплены основным договором. Эксперты считают, что данная мера будет способствовать тому, чтобы в освещении выборов участвовали те представители СМИ, которых характеризует профессионализм и ответственность. «Исходя из опыта мониторинга избирательных кампаний различного уровня, хочется отметить, что зачастую под видом профессиональных журналистов на участках находились провокаторы, которые никакого отношения к профессии, журналистской этике не имеют», – поясняет эксперт НОМ, руководитель организации «Право и порядок» Олег Иванников. К слову, законопроект предусматривает запрет и на другие «чёрные технологии»: агитацию через запрещённые ресурсы, ограничения в пожертвованиях на избирательные кампании и прочее.
Также, согласно принятым поправкам, статус доверенных лиц прекращается одновременно с прекращением агитационного периода, что, в свою очередь, Олег Иванников считает логичным и целесообразным решением: «Основная задача доверенных лиц заключается в ведении предвыборной агитации, поэтому завершение их полномочий с окончанием этого этапа избирательной кампании – логичное изменение. Обращаем внимание, что доверенные лица и ранее не обладали полномочиями наблюдателей, поэтому говорить о каком-либо ущемлении их прав – просто демонстрировать незнание закона».
Эксперт подчеркнул, что для всех желающих принять участие в наблюдении по-прежнему действует понятный, открытый и простой алгоритм обращения в общественную палату региона или в Общественную палату РФ. «В связи с принимаемыми поправками ряд политиков и прозападных ресурсов решили воспользоваться моментом и использовать обсуждение для тиражирования своих давно заготовленных тезисов об ущемлении прав наблюдателей и представителей СМИ», - обращает внимание Антон Лукаш. Он подчеркнул, что система общественного наблюдения на выборах напротив расширяется с каждым годом, а в этом году в её усилении законодателями сделан большой шаг вперёд.
«Общественные палаты теперь будут вправе назначить наблюдателей во всех случаях, а не только в тех, где наблюдение предусмотрено региональным законом. Важно, что теперь возможность общественного наблюдения сформулирована как норма прямого действия, что означает гарантию повсеместности общественного контроля, на всех уровнях выборов и во всех регионах», - подчеркивает Михаил Мухин.