К 2023 году общественное наблюдение стало неотъемлемой составляющей на выборах всех уровней. Вместе с тем у института есть большой потенциал развития. Согласно предложенным поправкам в закон, возможность общественного наблюдения может быть закреплена как норма прямого действия, что означает его повсеместный статус и независимость от регионального законодательства. Об этом говорили эксперты на круглом столе в Ленинградской области, который организовала Общественная палата региона.
«За прошедшие пять лет институт общественного наблюдения прошёл большой путь. Доклад Ассоциации НОМ – подробный экскурс в его историю, отражающий ключевые этапы развития и их значение для обеспечения чистоты избирательного процесса. В Ленинградской области мы вышли на тот уровень, когда общественные наблюдатели присутствуют на всех участках, где проводятся выборы. В прошлом году рабочая группа палаты посетила все муниципальные образования для того, чтобы качественно и всесторонне обучить наблюдателей. Мы сделали всё, чтобы они чувствовали себя уверенно», – отметил председатель Общественной палаты Ленинградской области Владимир Журавлёв.
По словам эксперта НОМ, у института общественного наблюдения есть большой потенциал развития. Так, по словам В. Журавлёва, очень важно, что законодатели предложили закрепить общественное наблюдение как норму прямого действия. «Поправки в федеральной закон, предусматривающие присутствие общественных наблюдателей на всех видах и уровнях выборов, независимость института от регионального законодательства – это большой шаг вперёд, способствующий большей чистоте и открытости всего избирательного процесса», – подчеркнул В. Журавлёв.
В мероприятии принял участие член СПЧ при Президенте РФ, председатель НОМ Александр Брод: «В обществе всё больше укореняется мысль о том, что выборы – не формальная затея, а возможность реализации права граждан на участие в публичной политике. Требования к выборам, запрос на их прозрачность достаточно высок. За последние пять лет мы все убедились, что общественные наблюдатели играют в этом вопросе крайне важную роль. По данным соцопросов, люди доверяют их независимому мнению». Правозащитник обратил внимание и на необходимость экспертного мониторинга в ходе проведения всех этапов избирательных кампаний, в особенности в период регистрации.
По словам члена Общественной палаты Ленинградской области Андрея Орлова, преимущество общественного наблюдения перед партийным заключается в беспристрастности и нацеленности на предотвращение нарушений. «Российский опыт общественного контроля уникален с точки зрения общемировой практики. Сегодня мы уверены, что, если на участке есть общественный наблюдатель, то прозрачность голосования гарантирована. Отмечу, что в Ленинградской области сформировался костяк общественных наблюдателей, что отвечает общероссийскому тренду на укрепление и профессионализацию сообщества», – поделился мнением А. Орлов.
Как подчеркнул директор Института современного государственного развития, политолог, эксперт НОМ в Санкт-Петербурге Дмитрий Солонников, квалификация общественных наблюдателей позволяет отслеживать и предотвращать нарушения на избирательных участках, а не создавать «серый фон», который только мешает видеть реальную ситуацию. «Хочу также отметить практику работы региональных общественных штабов, чья главная сила – независимое экспертное сообщество, их взаимодействие на одной площадке по самым разным вопросам выборов», – обратил внимание политолог.
«Открытость и прозрачность выборов – это не только нормы закона, но и конкретные дела, люди, которые их делают, – отметил, подводя итоги встречи, В. Журавлёв. – Сегодня выборы в стране немыслимы без общественного контроля за голосованием, роль которого с течением времени будет только возрастать».