https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

«Электоральные заметки провинциального политолога» – профессор Владимир Пеньков о главных выводах 2022 года

19.12.2022

«В ходе организации и реализации технологий гражданского контроля на выборах 2022 года вполне очевидно проявились «проблемные поля» и «точки роста». С одной стороны, подтвердилось присутствие охотников наделить избирательную систему врождённой «презумпцией виновности», создающих многочисленные фейки о выборах. С другой, при действующем уровне правовой и политической культуры в нашем обществе (увы, пока невысоком), у нас нет иного пути, кроме как совершенствовать практику общественного наблюдения». В своей колонке председатель Общественной палаты Тамбовской области, доктор политических наук, профессор, эксперт НОМ Владимир Пеньков рассказывает, почему.

«Переиначивая знаменитую речь Мартина Лютера Кинга от 28 августа 1963 года, в которой американский гражданский активист изложил своё видение будущего его страны, я тоже хочу сказать: «I have a dream». У меня тоже есть мечта. Предельно простая и, увы, пока что несбыточная. Я мечтаю, что настанет в России такое время, когда проведение выборов федерального, регионального и поселенческого уровня не потребуют дополнительного гражданского контроля, когда все действия участников электорального процесса будут восприниматься властями и обществом с полным доверием и безоговорочно признаваться.

Но при нынешнем уровне нашей правовой и политической культуры, при повышенной степени «аксиологической многоукладности», откровенно высокой конфликтогенности участников выборных процедур мы вынуждены совершенствовать практику общественного наблюдения.

Причина в том, что существует немало охотников наделить избирательную систему и сами электоральные процедуры врождённой «презумпцией виновности», когда любое решение дискредитируется, в том числе, при помощи фейковой коммуникации. И здесь важным и, наверное, единственным, инструментом противодействия конфликтам, поляризации и господству ложной коммуникации является гражданский контроль электоральных процессов.

Гражданский контроль, как показывает практика Тамбовской области, способствует открытости управленческих процедур, социализации активной части населения и вовлечения некоммерческих организаций в процессы участия при выработке значимых управленческих решений в сфере публичной политики. Процедуры общественных слушаний, участие общественных советов в контроле деятельности органов власти и управления, а также муниципалитетов даёт позитивные результаты. Но, подчеркну, лишь при условии, что эта деятельность носит реальный, а не имитационный характер, что, к сожалению, на деле встречается нередко.

Вот почему гражданскому мониторингу электоральных процессов 2022 года в Тамбовской области предшествовала законотворческая работа при участии Общественной палаты Тамбовской области. В частности, были внесены изменения в Устав Тамбовской области.

В работе с общественными наблюдателями было обращено внимание на упразднение в регионе избирательных комиссий муниципальных образований, на корректировку статуса членов комиссий с правом совещательного голоса, требований к кандидатам и представляемым ими документам, полномочий избиркомов в части контроля за проведением политическими партиями мероприятий по выдвижению кандидатов, а также антиковидных требований Роспотербнадзора.

Обращение к электоральной статистике 2022 года, когда в Тамбовской области было проведено 19 выборных кампаний, в том числе досрочные выборы главы Тамбовской области, показывает, что наряду с делегированием общественных наблюдателей во все 885 УИКов (за исключением двух временных), новацией стало направление общественных наблюдателей во все 32 территориальные избирательные комиссии региона.

Штаб общественного наблюдения вёл гражданский контроль всех этапов губернаторских выборов: от выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитации до процедуры трёхдневного голосования, подсчёта голосов и подведения итогов кампании. Направление на избирательные участки в 2022 году 3.500 наблюдателей (в том числе, 1.006 человек от Общественной палаты Тамбовской области) дало возможность обеспечить контроль за процессами голосования и подсчёта голосов.   

Для оперативного взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса и координации деятельности общественных наблюдателей были организованы ситуационный центр и центр общественного видеонаблюдения, «горячая линия». Оперативно реагируя на информационные сообщения в сети Интернет и инциденты, возникавшие в ходе голосования, на официальном сайте палаты и в социальных сетях размещались экспертные заключения о наличии/отсутствии признаков нарушения избирательного законодательства.

В центр общественного видеонаблюдения 9-11 сентября поступила 151 заявка, экспертами также рассмотрено 122 организационно-технических вопроса. Они касались корректировки поля видеонаблюдения в помещениях для голосования и работы участковых избирательных комиссий, вопросов, связанных с процессом заполнения бюллетеней; с открытыми сейфами, нахождением сейфов вне поля видимости видеокамер, с неисправностью видеокамер. Экспертами регионального общественного штаба рассмотрены 35 публикаций критического характера, 5 фейковых сообщений были разоблачены.

В результате, по оценкам экспертов, существенных нарушений, способных кардинально повлиять на волеизъявление граждан, в ходе голосования экспертами общественного штаба не зафиксировано. Резюмируя итоги общественного наблюдения, региональный общественный штаб признал выборы-2022 в Тамбовской области свободными, демократическими и легитимными. Это подтвердило и отсутствие жалоб – по данным на 18 декабря 2022 года исков, оспаривающих итоги выборов 2022 года в регионе, в судебные инстанции не поступило.

Общим выводом по итогам кампании 2022 года эксперты считают необходимость дополнительно уточнить правовой статус общественных наблюдателей и мобильных экспертных групп региональной Общественной палаты при рассмотрении событий и инцидентов на избирательных участках. В сегодняшней нормативной базе, к примеру, нет толкования права экспертов общественного штаба вести оперативное рассмотрение обращений и заявлений участников выборов в помещении УИКов.

Также наши эксперты полагают, что требуется более детальная проработка технологических аспектов организации транспортного обеспечения работы мобильных групп, а также центров видеонаблюдения, архивации и хранения видеозаписей, ведения обязательной документации регионального общественного штаба по наблюдению за ходом избирательной кампании и голосованием на выборах.

Решение этих и подобных вопросов может способствовать укреплению института гражданского контроля электоральных процессов, своевременному привлечению к ответственности распространителей недостоверной информации о выборах. Совершенно очевидно, что фактором повышения степени доверия между властью и обществом является развитие независимого экспертного сообщества».

Читайте также

На ближайшем заседании 24 апреля ЦИК России может принять за основу проект постановления об обновленном Порядке ДЭГ. Документ распространит трехуровневую систему наблюдения, показавшую свою эффективность на президентских выборах, на все избирательные кампании, которые проводятся в рамках ЕДГ. По мнению экспертов НОМ, такое постепенное развитие нормативно-правовой базы ДЭГ позволяет избежать трудно исправимых ошибок и не дает ДЭГ увязнуть в нормах, не учитывающих специфику именно электронного голосования.

24 апреля в Республике Северная Македония пройдет первый тур президентских выборов. На должность главы государства претендуют 7 кандидатов. Самые высокие шансы у действующего президента страны Стево Пендаровски, представляющего Союз демократических сил Македонии (СДСМ), и у кандидата от главной оппозиционной партии «Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство» (ВМРО-ДПМНЕ) Горданы Силяновской-Давковой. Действующий президент является прозападным политиком, но на внешнеполитический курс страны возможная смена лидера, скорее всего, не повлияет, отмечают эксперты НОМ. Риторика в отношении России, считают они, не поменяется при любом исходе выборов. Подробнее – в материале с обзором предстоящих выборов.

В Индии начался первый этап самых масштабных по числу избирателей парламентских выборов. Порядка 968 миллионов человек потенциально смогут проголосовать на более чем одном миллионе участков. Голосование продлится 44 дня. Подробнее об особенностях организации столь сложного избирательного процесса, формах голосования (включая дистанционное электронное), а также прогнозах по победителю – читайте в материале с аналитикой экспертов НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26