https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

«Электоральные заметки провинциального политолога» – профессор Владимир Пеньков о главных выводах 2022 года

19.12.2022

«В ходе организации и реализации технологий гражданского контроля на выборах 2022 года вполне очевидно проявились «проблемные поля» и «точки роста». С одной стороны, подтвердилось присутствие охотников наделить избирательную систему врождённой «презумпцией виновности», создающих многочисленные фейки о выборах. С другой, при действующем уровне правовой и политической культуры в нашем обществе (увы, пока невысоком), у нас нет иного пути, кроме как совершенствовать практику общественного наблюдения». В своей колонке председатель Общественной палаты Тамбовской области, доктор политических наук, профессор, эксперт НОМ Владимир Пеньков рассказывает, почему.

«Переиначивая знаменитую речь Мартина Лютера Кинга от 28 августа 1963 года, в которой американский гражданский активист изложил своё видение будущего его страны, я тоже хочу сказать: «I have a dream». У меня тоже есть мечта. Предельно простая и, увы, пока что несбыточная. Я мечтаю, что настанет в России такое время, когда проведение выборов федерального, регионального и поселенческого уровня не потребуют дополнительного гражданского контроля, когда все действия участников электорального процесса будут восприниматься властями и обществом с полным доверием и безоговорочно признаваться.

Но при нынешнем уровне нашей правовой и политической культуры, при повышенной степени «аксиологической многоукладности», откровенно высокой конфликтогенности участников выборных процедур мы вынуждены совершенствовать практику общественного наблюдения.

Причина в том, что существует немало охотников наделить избирательную систему и сами электоральные процедуры врождённой «презумпцией виновности», когда любое решение дискредитируется, в том числе, при помощи фейковой коммуникации. И здесь важным и, наверное, единственным, инструментом противодействия конфликтам, поляризации и господству ложной коммуникации является гражданский контроль электоральных процессов.

Гражданский контроль, как показывает практика Тамбовской области, способствует открытости управленческих процедур, социализации активной части населения и вовлечения некоммерческих организаций в процессы участия при выработке значимых управленческих решений в сфере публичной политики. Процедуры общественных слушаний, участие общественных советов в контроле деятельности органов власти и управления, а также муниципалитетов даёт позитивные результаты. Но, подчеркну, лишь при условии, что эта деятельность носит реальный, а не имитационный характер, что, к сожалению, на деле встречается нередко.

Вот почему гражданскому мониторингу электоральных процессов 2022 года в Тамбовской области предшествовала законотворческая работа при участии Общественной палаты Тамбовской области. В частности, были внесены изменения в Устав Тамбовской области.

В работе с общественными наблюдателями было обращено внимание на упразднение в регионе избирательных комиссий муниципальных образований, на корректировку статуса членов комиссий с правом совещательного голоса, требований к кандидатам и представляемым ими документам, полномочий избиркомов в части контроля за проведением политическими партиями мероприятий по выдвижению кандидатов, а также антиковидных требований Роспотербнадзора.

Обращение к электоральной статистике 2022 года, когда в Тамбовской области было проведено 19 выборных кампаний, в том числе досрочные выборы главы Тамбовской области, показывает, что наряду с делегированием общественных наблюдателей во все 885 УИКов (за исключением двух временных), новацией стало направление общественных наблюдателей во все 32 территориальные избирательные комиссии региона.

Штаб общественного наблюдения вёл гражданский контроль всех этапов губернаторских выборов: от выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитации до процедуры трёхдневного голосования, подсчёта голосов и подведения итогов кампании. Направление на избирательные участки в 2022 году 3.500 наблюдателей (в том числе, 1.006 человек от Общественной палаты Тамбовской области) дало возможность обеспечить контроль за процессами голосования и подсчёта голосов.   

Для оперативного взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса и координации деятельности общественных наблюдателей были организованы ситуационный центр и центр общественного видеонаблюдения, «горячая линия». Оперативно реагируя на информационные сообщения в сети Интернет и инциденты, возникавшие в ходе голосования, на официальном сайте палаты и в социальных сетях размещались экспертные заключения о наличии/отсутствии признаков нарушения избирательного законодательства.

В центр общественного видеонаблюдения 9-11 сентября поступила 151 заявка, экспертами также рассмотрено 122 организационно-технических вопроса. Они касались корректировки поля видеонаблюдения в помещениях для голосования и работы участковых избирательных комиссий, вопросов, связанных с процессом заполнения бюллетеней; с открытыми сейфами, нахождением сейфов вне поля видимости видеокамер, с неисправностью видеокамер. Экспертами регионального общественного штаба рассмотрены 35 публикаций критического характера, 5 фейковых сообщений были разоблачены.

В результате, по оценкам экспертов, существенных нарушений, способных кардинально повлиять на волеизъявление граждан, в ходе голосования экспертами общественного штаба не зафиксировано. Резюмируя итоги общественного наблюдения, региональный общественный штаб признал выборы-2022 в Тамбовской области свободными, демократическими и легитимными. Это подтвердило и отсутствие жалоб – по данным на 18 декабря 2022 года исков, оспаривающих итоги выборов 2022 года в регионе, в судебные инстанции не поступило.

Общим выводом по итогам кампании 2022 года эксперты считают необходимость дополнительно уточнить правовой статус общественных наблюдателей и мобильных экспертных групп региональной Общественной палаты при рассмотрении событий и инцидентов на избирательных участках. В сегодняшней нормативной базе, к примеру, нет толкования права экспертов общественного штаба вести оперативное рассмотрение обращений и заявлений участников выборов в помещении УИКов.

Также наши эксперты полагают, что требуется более детальная проработка технологических аспектов организации транспортного обеспечения работы мобильных групп, а также центров видеонаблюдения, архивации и хранения видеозаписей, ведения обязательной документации регионального общественного штаба по наблюдению за ходом избирательной кампании и голосованием на выборах.

Решение этих и подобных вопросов может способствовать укреплению института гражданского контроля электоральных процессов, своевременному привлечению к ответственности распространителей недостоверной информации о выборах. Совершенно очевидно, что фактором повышения степени доверия между властью и обществом является развитие независимого экспертного сообщества».

Читайте также

На выборах в Национальное собрание Республики оппозиция победила консерваторов – она займёт в парламенте 175 из 300 мест. Явка на выборах составила беспрецедентные 67%. По мнению аналитиков, итоги выборов проявили накопившийся протест в обществе, недовольство политикой действующего президента. Как Юн Сок Ёль будет работать с оппозиционным парламентом и изменит ли президент политику страны – поделились мнениями эксперты НОМ.

10 апреля стартовали всеобщие выборы в Национальное собрание Республики Корея (однопалатного парламента). Всего в выборах принимают участие 38 партий – рекордное число за всю историю парламентских выборов в стране. Опросы общественного мнения, проведенные в марте 2024 года, показывают, что 44% респондентов заявляют о намерении поддержать правящую Партию народной власти, в то время как 49% – оппозиционную Демократическую партию. Эксперты НОМ отмечают, что от исхода выборов будет зависеть устойчивость и динамизм политической системы страны в целом, а в случае победы оппозиционных сил Президенту страны будет сложнее проводить инициативы в поддержку Украины против российских интересов. Подробнее – в комментариях аналитиков для портала НОМ.

За последнюю неделю в регионах прошла серия обсуждений доклада НОМ об итогах мониторинга президентской кампании. На площадках общественных штабов эксперты делились мнениями о разработанных рекомендациях, а также обобщали региональный опыт общественного наблюдения. Подробнее – в материале НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26