Иноагенты и выборы: поправки в законодательство вносят ясность в участие иноагентов в избирательном процессе

04.05.2024

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству 3 мая поддержал поправки, регламентирующие невозможность для лиц, признанных иностранными агентами, участвовать в России в выборах всех уровней в качестве зарегистрированных кандидатов и быть наблюдателями на выборах. Еще одной поправкой вводится обязательность проверки факта отчуждения иностранных активов, если кандидат при выдвижении указал в сведениях о себе наличие счетов в иностранных банках за пределами РФ. Комитет намерен вынести рассмотрение законопроекта на ближайшее заседание Госдумы 6 мая.

Ранее законопроект со схожими положениями разрабатывала фракция «Справедливая Россия – За правду», однако было принято решение доработать нормы и внести его в качестве поправок ко второму чтению другого законопроекта – для ускорения прохождения данного документа в Госдуме. Комитет намерен предложить поставить законопроект в повестку дня дополнительного заседания Госдумы 6 мая. Таким образом, в скором времени законопроект может быть принять в трех чтениях.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предлагается дополнить нормой о том, что «кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, прекратить статус иностранного агента». Речь идет о выборах в федеральные органы государственной власти, органы госвласти субъектов РФ, органы публичной власти федеральной территории, а также в органы местного самоуправления.

Поправка не лишает лицо, имеющее статус иноагента, права выдвигать свою кандидатуру на выборах или права быть выдвинутым избирательным объединением. Но к моменту представления документов для регистрации кандидат обязан прекратить статус иноагента, представив решение Минюста или суда об исключении его из реестра. Несоблюдение такого требования является основанием для отказа в регистрации.

Важный аспект: если кандидат уже зарегистрирован, он не может быть включен в реестр иностранных агентов.

Поправки также исключают возможности для иноагента стать наблюдателем или доверенным лицом кандидата. Ранее, в 2023 году, постановлением пленума Верховного суда был подтверждена невозможность стать наблюдателем на выборах всех уровней для иноагента. Суд напомнил тогда, что граждане, которым Министерство юстиции присвоило такой статус, не могут участвовать в избирательных кампаниях и способствовать определенному результату на выборах, "не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов". "С учетом этого лицо, имеющее статус иностранного агента, не может являться наблюдателем на выборах, референдуме", — отмечалось в документе Верховного суда. Теперь эта норма, скорее всего, будет закреплена законодательно.

Также поправки закрепляют сложившуюся практику, согласно которой международные наблюдатели могут быть приглашены только на федеральных выборах. При этом иностранные эксперты по факту также, как и раньше, смогут осуществлять мониторинг российских выборов разного уровня, однако статуса и прав наблюдателя у них не будет.

Среди других поправок, предложенных комитетом ко второму чтению - дополнительные требования к списку наблюдателей, предоставляемому в комиссии, а также запрет быть наблюдателем или членом избирательной комиссии для сенаторов – аналогичная норма уже действует для депутатов и выборных должностных лиц всех уровней. Также регламентируется порядок расходования средств избирательных фондов. Кроме того,

Госдума намерена рассмотреть такие нормы, как сокращение сроков рассмотрения жалоб по решениям комиссии об итогах голосования, о результатах выборов – вместо срока в 2 месяца вводится месячный срок. Также упорядочиваются правила досрочного голосования в местах принудительного содержания: в настоящее время ЦИК России вправе принять решение о проведение в СИЗО голосования на выборах за пределами избирательного округа, где находится СИЗО. Предлагается уточнить, что такое голосование может проводиться только на федеральных и региональных выборах в ЕДГ.

Читайте также

Цикл межрегиональных образовательных семинаров по наблюдению за предстоящими в сентябре выборами завершён. Более 300 участников программы НОМ и ОП РФ будут передавать полученные знания наблюдателям в своих регионах, выезжая в муниципальные образования и проводя подобные обучения. Главные итоги межрегиональных семинаров подвёл член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.

На выборах высших должностных лиц субъектов РФ по данным ГАС «Выборы» на 8 июля, выдвинуто 128 кандидатов (большая часть из них – представители политических партий). Партии «второго эшелона» традиционно используют выборы высших должностных лиц для укрепления своих электоральных позиций. Этап выдвижения завершился в 12 из 20 регионов (в Костромской области этап выдвижения официально завершается в 18:00 8 июля).

Этап выдвижения фактически завершен в пяти субъектах РФ: на выборах в Государственный совет Республики Коми, Белгородскую областную думу, Магаданскую областную Думу и Законодательное собрание Челябинской областях. На выборах депутатов Костромской областной Думы документы в избирательную комиссию должны быть представлены не позднее 18:00 8 июля. Наибольшее количество партий (9) принимает участие в выборах в Республике Коми и Костромской области, наибольшее количество кандидатов по мажоритарным округам (167) выдвинуто в Челябинской области. На этой неделе, 11 июля завершится этап выдвижения на выборах в Курганскую областную Думу.

https://www.high-endrolex.com/26