Избирательная кампания по выборам Президента РФ официально завершилась 28 мая – ЦИК РФ утвердил отчёт о расходовании средств федерального бюджета на проведение выборов, сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств. Все кандидаты, участвовавшие в президентской кампании, представили свои финансовые документы в полном объеме. Лишь незарегистрированный кандидат Борис Надеждин представил неполный финансовый отчёт о расходовании денег на свою избирательную кампанию, кроме того, часть из них поступили в его избирательный фонд с нарушениями, что дает повод ЦИК РФ рассмотреть вопрос об административной ответственности за правонарушения.
Как рассказал заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев, фактические общие расходы на выборы составили 29,784 млрд рублей, что составило 89% от выделенных средств. Экономия бюджетных средств составила 3,45 млрд рублей, они будут возвращены в федеральный бюджет. «Остатки средств образовались в основном в связи с представлением госорганами и органами местного самоуправления комиссиям на безвозмездной основе транспортных средств, средств связи, оборудования. Кроме того, мы знаем, выделялись деньги на софинансирование избирательных комиссий, на содействие всем мероприятиям из бюджетов субъектов РФ. ЦИК был инициатором соответствующей поправки в законодательство, в соответствии с которой субъекты РФ могли выделять такие деньги, и они не облагались налогами», – напомнил Н. Булаев.
Расходы ЦИК составили 182, 2 млн рублей – это 0,6% от всех расходов на президентскую кампанию. По словам Н. Булаева, основная часть средств была распределена избирательным комиссиям субъектов РФ, которые организовывали выборы. Их расходы в общей сложности составили 29 млрд 450 млн рублей. Федеральные органы исполнительной власти потратили на организацию выборов 152,5 млн рублей.
Общая сумма расходов кандидатов в президенты РФ на проведение кампании по выборам Президента составила 1 млрд 174 млн рублей. Основные средства из фондов кандидатов были направлены на финансирование предвыборной агитации. При этом самыми затратными были расходы на выпуск и распространение печатных агитационных материалов, которые составили 620 млн рублей, рассказал Н. Булаев. На предвыборную агитацию через теле- и радиовещание было затрачено 334,5 млн рублей. «Если сравнивать структуру расходов средств избирательных фондов кандидатов в Президенты РФ в 2024 году с президентскими выборами 2018 года, то увеличились расходы на выпуск и распространение агитационных материалов кандидатов», – сказал Н. Булаев.
Согласно итоговым отчетам о поступлении и расходовании средств, в избирательных фондах кандидатов всего было аккумулировано 1 млрд 335 млн рублей, что меньше аналогичной суммы на выборах в 2018 году – тогда она составила 1 млрд 687 млрд рублей. Затраты кандидатов в расчете на один голос избирателя составили: 109,74 рубля – у Владислава Даванкова, 76,79 рублей – у Леонида Слуцкого, 45, 29 рублей – у Николая Харитонова, 4,17 рублей – у Владимира Путина.
Сведения о поступлении средств в избирательные фонды были представлены всеми 11 кандидатами в полном объеме, кроме Бориса Надеждина, который выдвигался от партии «Гражданская инициатива». «Он представил итоговый финансовый отчет с приложением первичных финансовых документов не в полном объеме. Это грубое нарушение, думаю, что ЦИК воспользуется своим правом рассмотреть вопрос об административном правонарушении», – отметил Н. Булаев.
В 2024 году по сравнению с 2018 годом более чем в семь увеличился объем возвращенных денежных средств, поступивших на специальные избирательные счета кандидатов. При этом фактический возврат неправомерно перечисленных средств снизился почти в 30 раз. «Сумма неизрасходованных средств на спецсчетах кандидатов после завершения избирательной кампании составила 31,2 млн рублей. Была возвращена гражданам и юридическим лицам их перечислившим», – указал Н.Булаев.
Финансирование избирательной кампании кандидатов шло преимущественно из двух источников: пожертвования юридических лиц – 46,9% (почти 630 млн рублей) и средства политических партий – 41,1% (549 млн рублей). Добровольный вклад граждан составил 132,2 млн рублей, собственные средства кандидатов – 27,2 млн рублей.
При этом проверка показала, что 11,6 млн рублей поступили с нарушением требований закона о выборах Президента РФ. 9,8 млн рублей из них поступили в фонд Бориса Надеждина. «Эти деньги не были возвращены, как положено, тем, кто перечислил, или в доход государства. Наверное, это второе основание для того, чтобы предъявить претензии Борису Борисовичу (Надеждину) уже по Административному кодексу», – сказал Н. Булаев.
После утверждения итогового отчета ЦИК РФ немедленно отправит его на рассмотрение в Совет Федерации, Государственную Думу, а также в «Российскую газету» и «Парламентскую газету» для официального опубликования, пояснила глава ЦИК России Элла Памфилова. «С ним сможет ознакомиться каждый человек, который в этом заинтересован», – сказала она. По ее словам, выборы прошли максимально честно, прозрачно, корректно и, «что не менее важно, максимально доброжелательно».
Также ЦИК РФ принял постановление о согласовании возложения на Избирательную комиссию Республики Северная Осетия – Алания полномочий избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов депутатов Собрания представителей города Владикавказ восьмого созыва. Как пояснила глава избиркома Республики Северная Осетия–Алания Жанна Моргоева, отсутствие масштабных федеральных и региональных избирательных кампаний на территории Республики в единый день голосования 8 сентября 2024 г. позволяет уделить внимание выборам в административном центре субъекта – Владикавказе и сконцентрировать на них ресурсы.
Аналогичное постановление было принято и для НАО – о согласовании возложения на избирательную комиссию Ненецкого автономного округа полномочий избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов депутатов Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» пятого созыва. Планируется, что представители избиркома Хабаровского края направят в ЦИК аналогичное обращение – о согласовании возложения на избирательную комиссию Хабаровского края полномочий по организации подготовки к выборам в Хабаровскую городскую думу, которые также намечены на 8 сентября 2024 года.