«Национальный общественный мониторинг» полагает, что в принятом ЦИК России документе остался не до конца урегулированным ряд вопросов.
Во-первых, документ рассматривает исключительно случай, когда «на территории населенного пункта не образован отдельный избирательный участок, а с населенным пунктом, в котором расположено помещение для голосования, осуществляется редкое, или нерегулярное пассажирское транспортное сообщение, или пассажирское транспортное сообщение отсутствует». То есть движение должно осуществляться к конкретному помещению для голосования, а в пределах одного населенного пункта организация маршрутов к избирательному участку (например, из отдаленных частей населенного пункта с отсутствующим или нерегулярным внутренним транспортным сообщением) организовываться не должна.
В то же время п.10 указывает, что рекомендации распространяются на организацию голосования избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы, расположенных за пределами населенных пунктов в отдаленных от помещения для голосования местностях. Не ясно, к каким именно участкам будут организованны маршруты в этом случае.
Во-вторых, дополнительные меры по предоставлению избирателям возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования и вернуться после голосования к месту проживания должны принимать органы местного самоуправления (п.2). В тоже время п.3 предусматривает, что «дополнительные меры по обеспечению оптимального функционирования общественного транспорта в день голосования» принимают государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица, которые обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий.
Столь широкий перечень содержащихся в п.3 органов власти, лиц и организаций, задействованных в принятии решений, вызывает вопросы, связанные с увязкой принятия решений и их реализации. Полагаем, что органы местного самоуправления должны принять соответствующие решения, в которых будет четко прописан перечень организаций и лиц, обеспечивающих организацию работы в день голосования, в том числе с учетом положений п.5, определяющего, что привлекаться могут «государственные, муниципальные или частные автотранспортные предприятия, в том числе могут использоваться школьные автобусы».
В-третьих, меры по организации подвоза избирателей должны приниматься, «в том числе на основании обращений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии (п. 3). Расписание дополнительных рейсов (маршрутов) определяется совместно с избирательными комиссиями (п. 4), а при реализации необходимо учитывать установленный законом запрет в отношении определенного круга лиц предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей на избирательные участки для участия в голосовании (п.5).
Полагаем, что соответствующие решения органы местного самоуправления должны принимать не просто с учетом мнения избирательных комиссий, но и при наличии согласующей подписи либо визы их представителей. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации следует уполномочить на принятие таких решений территориальные избирательные комиссии.
В-четвертых, предусматривается, что «перевозка пассажиров может осуществляться с учетом утвержденных тарифов, или по сниженным (льготным) тарифам, или безвозмездно» (п.4). Однако ни в одном из пунктов, затрагивающем вопросы информирования избирателей об организации таких маршрутов, вопрос о стоимости проезда или его бесплатном характере не затронут.
Полагаем, что избирательные комиссии, на которые совместно с органами местного самоуправления возложено информирование избирателей, обязаны заблаговременно оповестить граждан и о платном или бесплатном характере организуемого проезда к месту голосования.
С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте ЦИК России в приложении к постановлению № 141/1163-7.