https://www.high-endrolex.com/26

Как правильно довезти избирателей до участка для голосования

20.02.2018
Вопрос обеспечения доступа к помещениям для голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, в которых не образуются избирательные участки, был предметом рассмотрения на двух заседаниях ЦИК России. Свои замечания к документу направляли региональные избирательные комиссии и эксперты. По итогам совместной работы были утверждены рекомендации по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента РФ.

«Национальный общественный мониторинг» полагает, что в принятом ЦИК России документе остался не до конца урегулированным ряд вопросов.

Во-первых, документ рассматривает исключительно случай, когда «на территории населенного пункта не образован отдельный избирательный участок, а с населенным пунктом, в котором расположено помещение для голосования, осуществляется редкое, или нерегулярное пассажирское транспортное сообщение, или пассажирское транспортное сообщение отсутствует». То есть движение должно осуществляться к конкретному помещению для голосования, а в пределах одного населенного пункта организация маршрутов к избирательному участку (например, из отдаленных частей населенного пункта с отсутствующим или нерегулярным внутренним транспортным сообщением) организовываться не должна.

В то же время п.10 указывает, что рекомендации распространяются на организацию голосования избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы, расположенных за пределами населенных пунктов в отдаленных от помещения для голосования местностях. Не ясно, к каким именно участкам будут организованны маршруты в этом случае.

Во-вторых, дополнительные меры по предоставлению избирателям возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования и вернуться после голосования к месту проживания должны принимать органы местного самоуправления (п.2). В тоже время п.3 предусматривает, что «дополнительные меры по обеспечению оптимального функционирования общественного транспорта в день голосования» принимают государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица, которые обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий.

Столь широкий перечень содержащихся в п.3 органов власти, лиц и организаций, задействованных в принятии решений, вызывает вопросы, связанные с увязкой принятия решений и их реализации. Полагаем, что органы местного самоуправления должны принять соответствующие решения, в которых будет четко прописан перечень организаций и лиц, обеспечивающих организацию работы в день голосования, в том числе с учетом положений п.5, определяющего, что привлекаться могут «государственные, муниципальные или частные автотранспортные предприятия, в том числе могут использоваться школьные автобусы».

В-третьих, меры по организации подвоза избирателей должны приниматься, «в том числе на основании обращений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии (п. 3). Расписание дополнительных рейсов (маршрутов) определяется совместно с избирательными комиссиями (п. 4), а при реализации необходимо учитывать установленный законом запрет в отношении определенного круга лиц предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей на избирательные участки для участия в голосовании (п.5).

Полагаем, что соответствующие решения органы местного самоуправления должны принимать не просто с учетом мнения избирательных комиссий, но и при наличии согласующей подписи либо визы их представителей. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации следует уполномочить на принятие таких решений территориальные избирательные комиссии.

В-четвертых, предусматривается, что «перевозка пассажиров может осуществляться с учетом утвержденных тарифов, или по сниженным (льготным) тарифам, или безвозмездно» (п.4). Однако ни в одном из пунктов, затрагивающем вопросы информирования избирателей об организации таких маршрутов, вопрос о стоимости проезда или его бесплатном характере не затронут.

Полагаем, что избирательные комиссии, на которые совместно с органами местного самоуправления возложено информирование избирателей, обязаны заблаговременно оповестить граждан и о платном или бесплатном характере организуемого проезда к месту голосования.

С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте ЦИК России в приложении к постановлению № 141/1163-7.

Читайте также

Досрочные парламентские выборы в Канаде, к которым привел политический кризис, пройдут 28 апреля. Наибольшую поддержку у избирателей, согласно соцопросам, имеют Либеральная и Консервативная партии. В настоящее время ключевым вызовом для жителей Канады является жесткая агрессивная политика президента США Дональда Трампа в отношении Канады, отмечают эксперты НОМ. Исход выборов в стране далеко не предрешен, и здесь возможны разные сценарии: от устойчивого большинства в парламенте, способного реализовать масштабные реформы, до нестабильного меньшинства, вынужденного искать компромиссы с оппозиционными силами, прогнозируют эксперты.

Инфраструктура общественного наблюдения за выборами, которые пройдут в Единый день голосования в сентябре, начинает свою работу. Важно готовиться к ЕДГ заблаговременно, так как кандидаты и партии рассматривают сентябрьские выборы в контексте предстоящих в 2026 году выборов депутатов Государственной Думы. Поэтому процесс наблюдения за партийной конкуренцией и соблюдением прав всех участников выборов необходимо проводить непрерывно и с прицелом на будущее, даже если в ряде регионов в этом году крупных выборов не запланировано. С таким призывом к региональным общественным штабам обратились сопредседатели Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием и представители Ассоциации НОМ. Первое расширенное заседание Корсовета с участием общественных деятелей из регионов состоялось сегодня, на площадке ОП РФ.

4 мая 2025 года состоится первый тур повторных президентских выборов в Румынии, которые сопровождаются скандальными недопусками к выборам независимых кандидатов. Как полагают эксперты НОМ, в первом туре наибольшие шансы на победу имеет выдвинутый правой партией «Альянс за румын» Джордже Симион: его преимущество обеспечено тем, что к нему с высокой вероятностью перейдут голоса снятого с выборов победителя голосования в ноябре 2024 года Кэлина Джорджеску. При этом около 40% румынских избирателей являются на сегодняшний момент неопределившимися, и есть большая вероятность, что первый тур не выявит победителя и все решится во втором туре, намеченном на 18 мая, прогнозируют эксперты.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26