https://www.high-endrolex.com/26

Межвыборный период 2018-2019: каким он был

04.06.2019

Межвыборный период 2018-2019 был наполнен бурными дискуссиями и оптимальными решениями. Начали работу институционализированные экспертные площадки: Рабочая группа при Администрации Президента Российской Федерации, Научно-экспертный совет при ЦИК России, Экспертный совет при Комитете Государственной Думы по контролю и Регламенту; благодаря которым уже внедряются новые технологии, совершенствуются и либерализуются существующие нормы. Так, Рабочая группа при Администрации Президента Российской Федерации выработала значимые корректировки в действующее избирательное законодательство, которые были приняты обеими палатами Федерального Собрания и подписаны Президентом России, основные из которых:

·   эксперименты по созданию цифровых избирательных участков и дистанционному электронному голосованию в Москве, которые мы ранее уже подробно рассматривали;

·   наделение активным избирательным правом на выборах в региональные органы государственной власти граждан РФ, не имеющих регистрацию по месту жительства, но зарегистрированных по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа субъекта;

·   возможность включения избирателей, работающих вахтовым методом, в список избирателей по месту пребывания;

·   регламентирована процедура проверки Министерством внутренних дел и его территориальных органов в отношении лиц, назначаемых членами комиссий (сведения о судимости, привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах);

·   предоставление возможности субъектам РФ определять сроки полномочий участковых избирательных комиссий (но рамочные значения сохранились – не менее 1 года и не более 5 лет).

Особое внимание уделяется обсуждению темы снижения муниципального фильтра. Ранее на заседании Рабочей группы экспертное сообщество выработало консолидированное решение, в соответствии с которым порог мунфильтра должен составлять не более 5%, не более 7% от общего количества которых должны составлять подписи депутатов и глав муниципальных районов и городских округов. Однако парламентским партиям договориться не удалось, закон не приняли, точнее будет сказать не написали. Документ, подготовленный и предложенный ЛДПР, сложно назвать выверенным и взвешенным; проект был изначально обречен на провал по причине того, что установленный верхний пятипроцентный уровень не обеспечивает подписи трех четвертей депутатов и глав муниципальных районов и городских округов субъекта. Сложившаяся ситуация наводит на мысль о создании лишь видимости работы парламентских партий в лице ЛДПР в направлении смягчения муниципального фильтра.

Факт того, что после принятия решения Рабочей группой по вопросу смягчения муниципального фильтра оно не было отражено в соответствующем законе, нашло критику и со стороны ряда представителей экспертного сообщества. В дискуссиях и монологах все дошло до обвинений в имитационной работе созданных общественно-экспертных структур, в которых, следует отметить, состоят в том числе и критически настроенные эксперты, участвовавшие во всех заседаниях Рабочей группы и Научно-экспертного совета.

Между тем, изначально было обозначено, что работа в направлении смягчения барьеров должна вестись в том числе в унисон с регионами, поскольку именно они конечная инстанция в принятии решения по установлению уровня муниципального фильтра. Что, собственно, мы увидели на практике: в тех регионах, где участники процесса были готовы к обсуждениям и корректировкам законодательства, процедура была запущена. Их не так много, как хотелось бы, однако следует напомнить, что эволюционный путь развития и совершенствования институтов занимает длительное время и требует соответствующих условий. Мы этот путь выбрали осознанно.

Фото
Читайте также

Португалия готовится к внеочередным парламентским выборам 18 мая 2025 года — третьим за три года. Политическая нестабильность, подпитываемая коррупционными скандалами и фрагментацией парламента, создала напряженную атмосферу. Усталость граждан от чрезмерно частых выборов и рост популизма, особенно ультраправой партии Chega, усложняют формирование устойчивого правительства, отмечает доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (ВШЭ), эксперт НОМ Георгий Кутырев в своей колонке о предстоящих выборах в стране.

Госдума приняла во втором чтении законопроект, уточняющий нормы избирательного законодательства - в канун нового электорального цикла законодатели и организаторы выборов традиционно обновляют выборное законодательство. По мнению экспертов НОМ, законопроект создает условия для укрепления и масштабирования практик, позитивно влияющих на всю избирательную систему в целом, предусматривает новые современные возможности, которые открываются в связи с внедрением цифровых технологий и объективно отражает интерес к ДЭГ, который увеличивается с каждым годом, а также защищает избирательные права всех категорий граждан. Третье чтение документа намечено на 20 мая.

Итоги прошедших 12 мая выборов на Филиппинах стали неприятной неожиданностью для команды президента Фердинанда Маркоса-младшего: его поддержка в Конгрессе снижается, кроме того, результаты выборов могут затормозить процедуру импичмента вице-президента Сары Дутерте и повлиять на президентские выборы 2028 года, указывают эксперты НОМ. Выборы не приведут к смене внешнеполитического курса страны, но интерес инвесторов к Филиппинам по итогам выборов может снизиться, прогнозируют эксперты.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26