https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Мнение экспертов НОМ об итогах голосования в Башкортостане

02.07.2020

По итогам общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации. Республика Башкортостан показала еще больший показатель по явке чем прогнозировали наши эксперты. Причем явка на голосовании по поправкам в Конституцию РФ превысила явку на голосовании по Конституции 1993 года и достигает в республике 90,83% или 2 млн.763 тыс. 98 человек.

Ассоциация НОМ и региональное отделение Корпус «За чистые выборы» в РБ подготовили и обучили до 300 наблюдателей. Почти все из них осуществляли свое общественное наблюдение на время всего периода голосования. Что несомненно помогло нашим экспертам более эффективно осуществлять мониторинг ситуации, и проанализировать основные аспекты прошедшего голосования.

По нашему мнению существенное влияние оказало два основных фактора: 1.) Длительность в 7 дней, в т.ч. основной день 1 июля был не рабочим, что позволило прийти на участки всем желающим; 2.) В информационном поле развернулось широкое обсуждение общероссийского голосования, в том числе и с участием молодежи в социальных сетях. Причем на территории республики к голосованию активно призывали и различного рода акции, такие как «яйца по рублю», розыгрыши призов, скидки в различных магазинах.

В столице республики активность составила 86,85%, средняя по городам (кроме г. Уфы) – 88,28 %, средняя по районам – 93,73 %. Число голосов участников голосования, поданных по позиции «ДА» – 2 млн. 448 тыс. 685 человек (88,68%), По городу Уфе – 83%, по городам – 86,73%, по районам – 91,95%.

Стоит отметить, что явка не везде была однородная по своим показателям даже в пределах одного города. К примеру, в г. Уфа СМИ не раз писали про выбивающиеся из общей картины низкие показатели явки на УИК 371, на котором присутствовали наблюдатели и представители СМИ. Мы тоже проанализировали ситуацию, также выяснили у соседних УИКах также были низкие показатели по явке (ниже чем средние по г. Уфе). Что касается самого УИКа 371 то он традиционно имел низкие показатели явки. Например на выборах депутатов Госсобрания - Курултая в 2018 г. явка составила 15,11%, на выборах Главы РБ в 2019 г. - 49,38%, на голосовании в 2020 году - 33,12%.

Участок не большой и в основном избиратели, проживающие на территории этого района, проживают в старых постройках, с не самым лучшим состоянием. А район 371 УИКа по мнению многих из самых неблагоустроенных районов Уфы, если не брать в расчет окраины города. Многие дома на переулке Пархоменко, дома 6 – 12, уже давно требуют своего расселения, а прямо напротив стоят дорогостоящие многоэтажки бизнес-класса, что не может не вызывать противоречивые эмоции у людей. Безусловно, свою роль сыграл и низкий уровень электоральной культуры и абсентеизма, и присутствующий большой процент проживающей в районе молодежи не мог не повлиять на уровень явки, т.к известно, что в молодом возрасте люди чаще всего демонстрируют отсутствие интереса к происходящим в стране избирательным кампаниям.

По мнению экспертов Ассоциации НОМ, инициатива по 7 дневному голосованию Центральной избирательной комиссии не только увеличила явку, но и разграничила поток людей по дням для наиболее эффективного соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и защиты здоровья граждан. Что касаемо соблюдения санитарных норм на участках, все наши наблюдатели фиксировали очень высокий уровень защищенности даже в дальних районах.

Вся поступающая информация о нарушениях на карте сообщений проходила тщательную проверку и в зависимости от действительности делилась на категории «информационное сообщение», «фейк» и «проблема». По линии независимого общественного мониторинга поступило всего 10 сообщений о нарушениях, 9 из которых не подтвердилось и является недостоверной информацией, в 3 случаях понадобился выезд экспертной выездной группы для уточнения информации. Получение комментария по ситуации в участковой избирательной комиссии от Территориальной избирательной комиссии требовалось 2 раза.

Эксперты независимого общественного мониторинга отмечают небольшое количество обращений о нарушениях в процессе проведения голосования по поправкам в Конституцию в сравнении с предыдущими избирательными кампаниями, что подтверждается и тем, что количество обращений в Центральную избирательную комиссию республики Башкортостан составляет 48 обращений, в основной день голосования – семь.

Мы считаем, что в регионе был обеспечен достаточно хороший общественный контроль. Всего же в нашем регионе по данным Общественной Палаты республики Башкортостан наблюдатели представлены численностью 13 тыс. 406, назначенных Общественной палатой Республики Башкортостан и Общественной палатой Российской Федерации. Также для освещения голосования было аккредитовано 474 представителя СМИ из 117 редакций средств массовой информации.

Задачей наших наблюдателей являлось выявление нарушений и правовых несоответствий, но ни наши наблюдатели, ни другие, представленные членами политических партий и общественных объединений, серьезные нарушения не зафиксировали. При том, что наша выездная группа проводила консультации со политическими, общественными активистами оппозиционных взглядов.

По линии независимого общественного мониторинга поступило всего 10 сообщений о нарушениях, 9 из которых не подтвердилось. Стоит отметить, что и ЦИК региона констатирует рекордно минимальное количество жалоб нарушения, в сравнении с предыдущими избирательными кампаниями, в Центральную избирательную комиссию республики Башкортостан составляет 48 обращений, в основной день голосования – семь.

Необходимо подчеркнуть, что не весь информационный поток, прошедший проверку нашими экспертами, явился достоверным. Например, опубликованная 29 июня на сайте издания Ufa1.ru статья, повествующая об агитации и нарушениях в плане отсутствия наблюдателей на УИК №104 не подтвердилась ни Территориальной избирательной комиссией Кировского района г. Уфы, ни информацией от действительно присутствовавших там наблюдателей и экспертной выездной группы. А заявления журналиста, полученные в ходе беседы, не имеют под собой доказательной базы.

Также недостоверной является и статья от 30 июня в том же издании, свидетельствующая о том, что пришедший на голосование гражданин заметил, что за него уже расписались в списке избирателей. Но при проверке информации выяснилось, что данная подпись была проставлена ошибочно одним из голосующих на дому граждан, который расписался не в своем поле. Позднее были внесены изменения, запись зачеркнута, как внесенная ошибочно, а участнику голосования была предоставлена возможность проголосовать.

Голосование по поправкам в Конституцию РФ прошло с незначительными нарушениями, на достаточно высоком организационном уровне. Все санитарно-эпидемиологические нормы, социальное дистанцирование в целях сохранения здоровья граждан обеспечивались в полном объеме.

Читайте также

Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о введении ответственности за призывы к порче избирательных бюллетеней. Речь идет об административной ответственности, а в случае повторного правонарушения – об уголовной. Эксперты НОМ проанализировали инициативу, отметив —  важно обеспечить грамотное правоприменение и исключить двойное толкование закона.

В Порядке проведения ДЭГ на выборах Президента появятся новшества, партиям предложили активнее выдвигать ветеранов СВО для участия в избирательных кампаниях, аналитики выяснили, какие акторы и проблемы доминируют в региональных повестках, и кто такой среднестатистический наблюдатель-блогер. В дайджесте новостей с 22 по 27 апреля собрали главные новости о предстоящих выборах и текущей общественно-политической ситуации в России.

Развитие системы общественного наблюдения за выборами стало возможно благодаря активной работе системы общественных палат, единым методическим подходам к обучению наблюдателей, сотрудничеству с парламентскими и непарламентскими партиями, полагает председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алёна Булгакова. За несколько лет система общественного наблюдения стала устойчивым институтом гражданского общества и неотъемлемой составляющей современной избирательной системы РФ, отмечает она.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26