НОМ комментирует разработанный Минюстом законопроект о судебной защите нарушенных прав избирателей

14.05.2020

На днях Министерство юстиции РФ обнародовало законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав». Проект федерального закона был разработан соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, а также в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2020 г. № 12-П. На данный момент законопроект проходит этап антикоррупционной экспертизы, и его содержание уже привлекло внимание ряда изданий. Однако при освещении документа был допущен ряд неточностей. В связи с этим, обращаем внимание читателей, что корректная информация по данному вопросу представлена в официальном источнике Министерства юстиции РФ.

Сегодня законодатель допускает возможность оспорить решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в судебном и досудебном (оспаривание в вышестоящей избирательной комиссии) порядке. Однако, согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, период, в рамках которого кандидат имеет возможность оспорить решение избирательной комиссии об отказе в регистрации, начинается со дня принятия решения соответствующей комиссии без учета того, обжаловалось ли данное решение в вышестоящей комиссии. Наличие данной нормы создает условия, при которых кандидат фактически лишается возможности оспорить решение в суде, выбрав изначально досудебный вариант обжалования. В этой связи, Конституционный Суд признал данное нормативное положение не соответствующим Конституции РФ.

Разработанный Министерством юстиции РФ законопроект предусматривает для кандидатов, изъявивших желание обжаловать решения об отказе в регистрации изначально в вышестоящей комиссии, отведение дополнительного срока, согласно которому исковое заявление может быть подано в суд в течение пяти дней со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Таким образом, реализация норм, предложенных в законопроекте, расширит права кандидатов, получивших отказ в регистрации, на обжалование и оспаривание соответствующего решения, а также защиту своих избирательных прав.

Законодательные инициативы традиционно проходят этап экспертных обсуждений, их содержание становится предметом широкого информационного освещения. В этой связи очень важно соблюдать этику и корректность в интерпретации и изложении законодательных норм.

Ассоциация НОМ полагает, что необходимо максимально ответственно подходить освещению содержания законопроектов, так как некорректные интерпретации могут формировать искаженное представление о предлагаемых изменениях.

Читайте также

Все попытки зарубежных структур по дискредитации выборов в Госдуму полностью провалились: организаторы кампании, понимая, что российские избиратели не верят в агрессивную пропаганду Запада, «слили» её, а также своих сторонников, действуя затем «истерично» и без стратегического плана. Об этом заявил президент Ассоциации специалистов по информационным операциям Андрей Манойло, представив новый аналитический доклад о механизмах воздействия на ход трехдневного голосования.

 

Член Общественной палаты Волгоградской области, член Исполкома движения «Корпус «За чистые выборы», кандидат социологических науки Антон Лукаш о кампании по дискредитации выборов в России, технологиях фейкотворчества и тотальном общественном контроле.

Все наблюдатели на выборах в Госдуму VIII созыва справились со своей главной задачей – обеспечение законности выборов, институт общественного наблюдения сформировался. Об этом заявил на II Форуме наблюдателей в Общественной палате замсекретаря ОП РФ Владислав Гриб. Там, где были нарушения, система действовала незамедлительно, подчеркнули эксперты на форуме.