Применение административного ресурса в ходе проведения выборов является одной из наиболее острых проблем избирательного процесса, поскольку подрывает основополагающий принцип свободных и демократичных выборов – принцип равного избирательного права. И хотя достижение абсолютного равенства между участниками избирательной кампании в практическом плане, как показывает международный опыт, является малореальным, Центризбирком заявил, что не допустит принуждения к голосованию на выборах президента и призвал глав регионов тщательно бороться с применением административного ресурса на выборах.
На заседании Центризбиркома в пятницу Памфилова сообщила, что по всем поступающим в комиссию жалобам ведомство направляет письма губернаторам, «чтобы на уровне руководства региона все это анализировалось, проверялось». Более того, она предостерегла руководителей предприятий от навязывания сотрудникам обязанности голосовать на выборах президента на каком-то определенном избирательном участке.
«У нас есть руководители некоторых предприятий, которые пытаются, по нашим данным, очень настойчиво предлагают своим сотрудникам написать заявление и проголосовать где-то там, где, по их представлениям, каким-то образом они могут на это влиять», - заявила Председатель ЦИК, отметив, что «услужливый дурак страшнее любого Госдепа».
«Дурость» ли это на местах или же одна из форм проявления административного ресурса – вопрос, скорее, риторический. Целесообразнее говорить не столько о самом факте использования административного ресурса, сколько о практике правового регулирования недопущения его применения. То есть не о том, «кто-где-как» использует свое служебное положение, а какие правовые барьеры созданы на законодательном уровне, и как этими барьерами можно и нужно пользоваться для того, чтобы не допустить злоупотребления властью.
Как показывают последние исследования, большая часть рекомендаций по противодействию административному ресурсу в ходе подготовки и проведения выборов президента, выработанных Венецианской комиссией Совета Европы, исполняются в Российской Федерации. Сравнительный анализ имплементации тех же рекомендаций за рубежом показывает, что Россия в настоящее время находится в группе таких стран, как Франция и Финляндия, заметно опережая государства с общепризнанными демократическими традициями - Германию, Великобританию и США. Это стало следствием того, что развитие национального законодательства с учетом новейших международных избирательных стандартов позволило нашей стране сформировать наиболее жесткие правовые ограничения на пути противоправного применения административного ресурса, установив конституционно-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение буквы закона.
Между тем, федеральный координатор ассоциации наблюдателей «Национальный общественный мониторинг» (НОМ) Роман Коломойцев считает, что законодатель может максимально прописывать нормы, ограничивающие применение административного ресурса на выборах, «но законы не будут работать, пока не будет соответствующего контроля со стороны общественности».
«Сегодня, проводя мониторинг выборов в регионах, мы видим повышенный интерес граждан к политическим процессам. Это дает надежду, что в нашей стране фактов применения административного давления станет меньше», - отметил Коломойцев, добавив, что задача общественников «взять этот процесс под пристальный контроль».