Вопрос о голосовании избирателей, проживающих на значительном удалении от помещений для голосования, один из самых сложных при проведении выборов. Такие граждане не могут проголосовать на дому – они вполне мобильны. Не имеет смысла для них и процедура голосования по месту нахождения. Не могут они проголосовать и досрочно, ведь по закону они проживают не в труднодоступных местностях, хотя по факту само помещение для голосования для них является труднодоступным. В этой связи весьма актуальной становится задача превратить «подвоз избирателей» в регламентированную услугу по обеспечению избирательных прав граждан.
Практика организации и проведения выборов – с поправкой на плотность населения в масштабах всей страны - показывает, что избирательный участок может включать в себя несколько населенных пунктов, а значит, иметь значительную протяженность. Как следствие, добраться до помещения для голосования в день выборов может стать для избирателя непростой задачей.
Обычно этот вопрос решался полулегальным голосованием на дому (если избиратель вообще принимал участие в выборах). Между тем, голосование вне помещения, процедура сложная для самих избирательных комиссий и одна из самых чувствительных в избирательном процессе с точки зрения потенциального нарушения установленных законом процедур.
Другая сторона медали – подвоз избирателей. Озаботиться, как избирателю добраться до помещения для голосования, власти не обязаны. А кандидатам, их представителем и лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, в соответствии с действующим законодательством запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.
Статистика прошлых выборов показывает, что до 20 процентов обращений граждан о возможных нарушениях были связаны с голосованием на дому и подвозом избирателей. Однако прямой запрет статьи закона не распространяется на организаторов выборов, органы власти и управления. Оказать гражданам дополнительную услугу – обеспечить маршруты транспорта до помещения для голосования и обратно – они могут, и в ряде регионов эта практика осуществлялась.
Но вопросы, связанные с агитацией на таких маршрутах и порядком движения, оставались не урегулированными.
Урегулировать подобную практику и придать ей организованный характер пытается ЦИК России, объявивший о разработке и скором принятии соответствующих методических рекомендаций. Пока заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев озвучил только ряд положений:
- избирательные комиссии, органы власти и местного самоуправления должны определиться с введением дополнительных маршрутов движения общественного транспорта не менее чем за три недели до голосования;
- транспорт должен иметь конкретный маршрут и расписание;
- агитационные материалы в нем недопустимы.
Несомненно, такая услуга весьма удобна, и воспользоваться ей захотят многие избиратели. Правда практическая ее реализация зависит от возможностей, в первую очередь, местных властей. На сегодняшний день неизвестно, насколько она финансово подкреплена.
«Национальный общественный мониторинг» будет следить за развитием ситуации. В случае реализации рекомендаций ЦИК на практике, НОМ возьмет под контроль решения о введении дополнительных маршрутов: любой «лишний» маршрут вне расписания будет являться основанием для проверки со стороны общественных наблюдателей. А в день голосования мы проверим не только удобство новой государственной услуги, но и соответствие ее реализации принципам, которые декларирует Центризбирком.