Подвоз избирателей как государственная услуга

07.02.2018

Вопрос о голосовании избирателей, проживающих на значительном удалении от помещений для голосования, один из самых сложных при проведении выборов. Такие граждане не могут проголосовать на дому – они вполне мобильны. Не имеет смысла для них и процедура голосования по месту нахождения. Не могут они проголосовать и досрочно, ведь по закону они проживают не в труднодоступных местностях, хотя по факту само помещение для голосования для них является труднодоступным. В этой связи весьма актуальной становится задача превратить «подвоз избирателей» в регламентированную услугу по обеспечению избирательных прав граждан.

Практика организации и проведения выборов – с поправкой на плотность населения в масштабах всей страны - показывает, что избирательный участок может включать в себя несколько населенных пунктов, а значит, иметь значительную протяженность. Как следствие, добраться до помещения для голосования в день выборов может стать для избирателя непростой задачей.

Обычно этот вопрос решался полулегальным голосованием на дому (если избиратель вообще принимал участие в выборах). Между тем, голосование вне помещения, процедура сложная для самих избирательных комиссий и одна из самых чувствительных в избирательном процессе с точки зрения потенциального нарушения установленных законом процедур.

Другая сторона медали – подвоз избирателей. Озаботиться, как избирателю добраться до помещения для голосования, власти не обязаны. А кандидатам, их представителем и лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, в соответствии с действующим законодательством запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Статистика прошлых выборов показывает, что до 20 процентов обращений граждан о возможных нарушениях были связаны с голосованием на дому и подвозом избирателей. Однако прямой запрет статьи закона не распространяется на организаторов выборов, органы власти и управления. Оказать гражданам дополнительную услугу – обеспечить маршруты транспорта до помещения для голосования и обратно – они могут, и в ряде регионов эта практика осуществлялась.
Но вопросы, связанные с агитацией на таких маршрутах и порядком движения, оставались не урегулированными.

Урегулировать подобную практику и придать ей организованный характер пытается ЦИК России, объявивший о разработке и скором принятии соответствующих методических рекомендаций. Пока заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев озвучил только ряд положений:

  • избирательные комиссии, органы власти и местного самоуправления должны определиться с введением дополнительных маршрутов движения общественного транспорта не менее чем за три недели до голосования;
  • транспорт должен иметь конкретный маршрут и расписание;
  • агитационные материалы в нем недопустимы.

Несомненно, такая услуга весьма удобна, и воспользоваться ей захотят многие избиратели. Правда практическая ее реализация зависит от возможностей, в первую очередь, местных властей. На сегодняшний день неизвестно, насколько она финансово подкреплена.

«Национальный общественный мониторинг» будет следить за развитием ситуации. В случае реализации рекомендаций ЦИК на практике, НОМ возьмет под контроль решения о введении дополнительных маршрутов: любой «лишний» маршрут вне расписания будет являться основанием для проверки со стороны общественных наблюдателей. А в день голосования мы проверим не только удобство новой государственной услуги, но и соответствие ее реализации принципам, которые декларирует Центризбирком.

Читайте также

На этой неделе эксперты общественных штабов продолжили проводить круглые столы и обсуждения предстоящих выборов в ЕДГ 14 сентября. В ряде регионов дан старт обучению общественных наблюдателей. Кроме того, политические партии и общественные организации заключали соглашения о совместном контроле и наблюдении за выборами.

 

Цикл межрегиональных образовательных семинаров по наблюдению за предстоящими в сентябре выборами завершён. Более 300 участников программы НОМ и ОП РФ будут передавать полученные знания наблюдателям в своих регионах, выезжая в муниципальные образования и проводя подобные обучения. Главные итоги межрегиональных семинаров подвёл член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.

На выборах высших должностных лиц субъектов РФ по данным ГАС «Выборы» на 8 июля, выдвинуто 128 кандидатов (большая часть из них – представители политических партий). Партии «второго эшелона» традиционно используют выборы высших должностных лиц для укрепления своих электоральных позиций. Этап выдвижения завершился в 12 из 20 регионов (в Костромской области этап выдвижения официально завершается в 18:00 8 июля).

https://www.high-endrolex.com/26