https://www.high-endrolex.com/26

Подвоз избирателей как государственная услуга

07.02.2018

Вопрос о голосовании избирателей, проживающих на значительном удалении от помещений для голосования, один из самых сложных при проведении выборов. Такие граждане не могут проголосовать на дому – они вполне мобильны. Не имеет смысла для них и процедура голосования по месту нахождения. Не могут они проголосовать и досрочно, ведь по закону они проживают не в труднодоступных местностях, хотя по факту само помещение для голосования для них является труднодоступным. В этой связи весьма актуальной становится задача превратить «подвоз избирателей» в регламентированную услугу по обеспечению избирательных прав граждан.

Практика организации и проведения выборов – с поправкой на плотность населения в масштабах всей страны - показывает, что избирательный участок может включать в себя несколько населенных пунктов, а значит, иметь значительную протяженность. Как следствие, добраться до помещения для голосования в день выборов может стать для избирателя непростой задачей.

Обычно этот вопрос решался полулегальным голосованием на дому (если избиратель вообще принимал участие в выборах). Между тем, голосование вне помещения, процедура сложная для самих избирательных комиссий и одна из самых чувствительных в избирательном процессе с точки зрения потенциального нарушения установленных законом процедур.

Другая сторона медали – подвоз избирателей. Озаботиться, как избирателю добраться до помещения для голосования, власти не обязаны. А кандидатам, их представителем и лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, в соответствии с действующим законодательством запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Статистика прошлых выборов показывает, что до 20 процентов обращений граждан о возможных нарушениях были связаны с голосованием на дому и подвозом избирателей. Однако прямой запрет статьи закона не распространяется на организаторов выборов, органы власти и управления. Оказать гражданам дополнительную услугу – обеспечить маршруты транспорта до помещения для голосования и обратно – они могут, и в ряде регионов эта практика осуществлялась.
Но вопросы, связанные с агитацией на таких маршрутах и порядком движения, оставались не урегулированными.

Урегулировать подобную практику и придать ей организованный характер пытается ЦИК России, объявивший о разработке и скором принятии соответствующих методических рекомендаций. Пока заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев озвучил только ряд положений:

  • избирательные комиссии, органы власти и местного самоуправления должны определиться с введением дополнительных маршрутов движения общественного транспорта не менее чем за три недели до голосования;
  • транспорт должен иметь конкретный маршрут и расписание;
  • агитационные материалы в нем недопустимы.

Несомненно, такая услуга весьма удобна, и воспользоваться ей захотят многие избиратели. Правда практическая ее реализация зависит от возможностей, в первую очередь, местных властей. На сегодняшний день неизвестно, насколько она финансово подкреплена.

«Национальный общественный мониторинг» будет следить за развитием ситуации. В случае реализации рекомендаций ЦИК на практике, НОМ возьмет под контроль решения о введении дополнительных маршрутов: любой «лишний» маршрут вне расписания будет являться основанием для проверки со стороны общественных наблюдателей. А в день голосования мы проверим не только удобство новой государственной услуги, но и соответствие ее реализации принципам, которые декларирует Центризбирком.

Читайте также

81% респондентов Всероссийского опроса ВЦИОМ не испытывают негативных эмоций к представителям других национальностей, которые находятся рядом. Более того, 60% опрошенных убеждены, что многонациональный статус России делает страну сильнее. Такие данные привёл руководитель Департамента политических исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов на круглом столе ЭИСИ в четверг.

Согласно Постановлению ЦИК России, лица находящиеся в СИЗО в 32 субъектах РФ и прописанные в тех регионах, где в сентябре пройдут выборы высших должностных лиц, смогут проголосовать на выборах ВДЛ 6 сентября. Нововведение расширяет возможности участия в выборах для лиц, которые находятся в CИЗО под следствием и не лишены избирательных прав, констатировал федеральный координатор Ассоциации НОМ, член ОНК Москвы Алексей Песков.

 

ЦИК РФ на заседании 17 июля дала старт формированию территориальной избирательной комиссии для проведения дистанционного электронного голосования (ТИК ДЭГ) в ходе предстоящих выборов 8 сентября. В состав комиссии войдут 12 человек – это представители политических партий, Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов РФ. Возглавит ТИК сопредседатель координационного совета при Общественной палате РФ по общественному контролю за голосованием Олег Артамонов. Также ЦИК принял постановление о порядке организации голосования СИЗО: в ЦИК не исключают, что через два года ДЭГ смогут применять и там.


https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26