https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Подвоз избирателей как государственная услуга

07.02.2018

Вопрос о голосовании избирателей, проживающих на значительном удалении от помещений для голосования, один из самых сложных при проведении выборов. Такие граждане не могут проголосовать на дому – они вполне мобильны. Не имеет смысла для них и процедура голосования по месту нахождения. Не могут они проголосовать и досрочно, ведь по закону они проживают не в труднодоступных местностях, хотя по факту само помещение для голосования для них является труднодоступным. В этой связи весьма актуальной становится задача превратить «подвоз избирателей» в регламентированную услугу по обеспечению избирательных прав граждан.

Практика организации и проведения выборов – с поправкой на плотность населения в масштабах всей страны - показывает, что избирательный участок может включать в себя несколько населенных пунктов, а значит, иметь значительную протяженность. Как следствие, добраться до помещения для голосования в день выборов может стать для избирателя непростой задачей.

Обычно этот вопрос решался полулегальным голосованием на дому (если избиратель вообще принимал участие в выборах). Между тем, голосование вне помещения, процедура сложная для самих избирательных комиссий и одна из самых чувствительных в избирательном процессе с точки зрения потенциального нарушения установленных законом процедур.

Другая сторона медали – подвоз избирателей. Озаботиться, как избирателю добраться до помещения для голосования, власти не обязаны. А кандидатам, их представителем и лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, в соответствии с действующим законодательством запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Статистика прошлых выборов показывает, что до 20 процентов обращений граждан о возможных нарушениях были связаны с голосованием на дому и подвозом избирателей. Однако прямой запрет статьи закона не распространяется на организаторов выборов, органы власти и управления. Оказать гражданам дополнительную услугу – обеспечить маршруты транспорта до помещения для голосования и обратно – они могут, и в ряде регионов эта практика осуществлялась.
Но вопросы, связанные с агитацией на таких маршрутах и порядком движения, оставались не урегулированными.

Урегулировать подобную практику и придать ей организованный характер пытается ЦИК России, объявивший о разработке и скором принятии соответствующих методических рекомендаций. Пока заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев озвучил только ряд положений:

  • избирательные комиссии, органы власти и местного самоуправления должны определиться с введением дополнительных маршрутов движения общественного транспорта не менее чем за три недели до голосования;
  • транспорт должен иметь конкретный маршрут и расписание;
  • агитационные материалы в нем недопустимы.

Несомненно, такая услуга весьма удобна, и воспользоваться ей захотят многие избиратели. Правда практическая ее реализация зависит от возможностей, в первую очередь, местных властей. На сегодняшний день неизвестно, насколько она финансово подкреплена.

«Национальный общественный мониторинг» будет следить за развитием ситуации. В случае реализации рекомендаций ЦИК на практике, НОМ возьмет под контроль решения о введении дополнительных маршрутов: любой «лишний» маршрут вне расписания будет являться основанием для проверки со стороны общественных наблюдателей. А в день голосования мы проверим не только удобство новой государственной услуги, но и соответствие ее реализации принципам, которые декларирует Центризбирком.

Читайте также

В Индии начался первый этап самых масштабных по числу избирателей парламентских выборов. Порядка 968 миллионов человек потенциально смогут проголосовать на более чем одном миллионе участков. Голосование продлится 44 дня. Подробнее об особенностях организации столь сложного избирательного процесса, формах голосования (включая дистанционное электронное), а также прогнозах по победителю – читайте в материале с аналитикой экспертов НОМ.

Единый день голосования в сентябре является одновременно завершением предыдущего электорального цикла и началом нового. Эксперты в ходе круглого стола ЭИСИ высказали, в частности, прогнозы о большой вероятности переизбрания практически всех губернаторов, которые идут на второй срок: голосование может продемонстрировать более высокий уровень доверия главам регионов, нежели в 2023 году. Что касается партий, то по сравнению с 2023 годом «Справедливая Россия-За Правду» теряет привлекательность для избирателей и имеет рейтинг в 3%, «Новые Люди», напротив находятся на подъеме и за них готовы голосовать 8% избирателей, «Единая Россия» стабильно остается лидером симпатий избирателей — ей на старте кампании по региональным выборам готовы отдать голоса 42% опрошенных ВЦИОМ. Рейтинги партий, общественный запрос и прогнозы к выборам в сентябре обсудили участники круглого стола ЭИСИ в четверг. 

Парламентские выборы в Хорватии формально завершились победой партии премьер-министра Андрея Пленковича «Хорватское демократическое содружество» (ХДС), однако, как отмечают аналитики, результат оппозиции, скандалы, на фоне которых прошла кампания и рост антизападных настроений позволяют говорить о том, что явного лидера в новоизбранном парламенте нет. Проблемой для ХДС станет и то, что, получив 60 мандатов, она потеряла возможность формировать правительство в одиночку. Главные итоги кампании проанализировали эксперты НОМ в материале.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26