Полицию научат тонкостям общения с избирателями. В преддверии дня голосования для силовиков проведут мастер-классы по избирательному законодательству

23.08.2018

В преддверии выборов столичного мэра МВД приступило к обучению полицейских тонкостям работы с наблюдателями. Правоохранителей не раз обвиняли в злоупотреблении полномочиями из-за тотального незнания избирательного законодательства. Сейчас ведомство проводит занятия для своих сотрудников, в том числе и о допустимости их действий в отношении наблюдателей, чтобы минимизировать риски нарушений и жалоб общественников в день голосования.
В Общественном совете МВД подготовили курсы для полицейских, которым в сентябре на выборах мэра столицы предстоит дежурить на избирательных участках. Вести их будут приглашенные специалисты в области избирательного права. Среди них - сопредседатель мониторинговой группы президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Игорь Борисов. В беседе с "НГ" Борисов рассказал, что в первую очередь полицейским внушают, что наблюдатель – лицо неприкасаемое и удалять его с участка без решения суда неправомерно. «Речь идет о последних новациях, связанных с изменением процессуального статуса наблюдателей, о которых четко должны знать сотрудники полиции», – заявил правозащитник. Также на занятиях сотрудникам полиции подробно рассказывают об их полномочиях. В последнее время встречаются случаи, когда силовиков пытаются вовлечь в избирательный процесс как активных его участников: «Например, когда полицейских пытаются задействовать в организации выборов – от них требуют вернуть ящик для голосования, который уже увезли с участка, сопровождать бюллетень либо пересчитывать их наравне с членами комиссий. Здесь я обращал внимание сотрудников полиции, что их права четко регламентированы и они не должны подменять собой избиркомы».
Сопредседатель ассоциации по мониторингу выборов «Гражданский контроль» Александр Брод поддержал идею обучения. По его словам, многие проблемы возникают именно из-за тотального незнания со стороны силовиков элементарных основ избирательного законодательства: полицейских действительно есть чему учить: «Люди, приходящие дежурить на участки и обеспечивать на них порядок, абсолютно не в курсе проблематики. Им просто ставится задача обеспечения безопасности, но как и какие могут быть риски и угрозы, они абсолютно не понимают. Даже такие моменты, как незаконная агитация и подкуп избирателей, – к ним полицейские не готовы, поэтому не уделяют подобным явлениям никакого внимания». В результате, посетовал Брод, действия полиции чаще всего субъективны, например они видят, что наблюдатель настойчиво запрашивает какую-то информацию у избиркома и автоматически приписывают его к нарушителю порядка, пытаясь выдворить с участка. Также, по словам Брода, несмотря на новеллы, запрещающие удалять наблюдателей без судебного решения, на практике такие случаи все же встречаются. Причем, в довольно агрессивной форме. Поэтому Брод заявил о необходимости помимо устных лекций сделать памятку для силовиков и «распространить через МВД по всем подразделениям».
Глава экспертного совета ЦИКа, сопредседатель движения «Голос» Андрей Бузин подтвердил: «Сотрудники полиции действительно плохо разбираются в избирательном законодательстве. Когда речь заходит о том, что нарушены какие-то избирательные права, они обычно ничего в этом не понимают. Поэтому обучать их этому надо». Эксперт подчеркнул, хоть в законе есть прямой запрет удалять наблюдателя с участка без решения суда, часто силовики идут на уловки: «Дело в том, что на практике непонятно, какое это делопроизводство: гражданское ли, административное, уголовное, сама процедура неизвестна, из-за чего стали возникать разногласия». В последнее время, пояснил Бузин, наблюдателей стали удалять, используя методы уголовного преследования – например, за хулиганство. «Процедура очень темная, и ее надо разъяснять, и даже не на уровне обучения, а на уровне законодателя или Верховного суда». Правда, собеседник «НГ» выразил опасения, что если обучением полицейских будут заниматься только провластные деятели, «то чистоту голосования это явно не повысит».
Руководитель Комиссии СПЧ по избирательному законодательству Илья Шаблинский более скептически отнесся к инициативе. По его словам, «работники полиции в день голосования обычно просто выполняют распоряжения председателя». Он сомневается, что после такого инструктирования, полицейские начнут следовать букве закона. «Не думаю, что экспертная лекция для полицейских – самое эффективное средство. Им это начальство должно объяснять. Например, если член СПЧ договорится с руководством полиции, то оно должно будет проинструктировать полицейских, несущих службу на участках, что есть изменения в законе», – подчеркнул он.

Читайте также

Голосование по выборам Президента России проводилось демократично, открыто и под постоянным контролем наблюдателей. Несмотря на инцидентны и атаки на системы электронного голосования, избирательная система выстояла и смогла обеспечить голосование более чем 87 млн граждан страны – это рекорд, такого показателя явки не было зафиксировано с 1991 года. Такую оценку голосования озвучили представители общественного контроля и международные наблюдатели в пресс-центре МИА «Россия сегодня» 18 марта.

В России завершились выборы Президента РФ. По предварительным данным на 21:00 мск явка составила 74,22%, следует из данных ЦИК. Именно рекордную явку выделили эксперты, подводя промежуточные итоги выборов. Она превысила показатели всех предыдущих циклов. «Это самая высокая явка за всю постсоветскую историю», - подчеркнул доцент кафедры политологии МПГУ Никита Тюков.

Эксперты НОМ и МРГ СПЧ не выявили во второй день голосования по выборам Президента РФ серьезных нарушений, способных повлиять на итоги голосования – на момент открытия участков 16 марта на карту НОМ поступило более 39,5 тыс сообщений, которые в основном носили информационный характер. При этом не обошлось без фейков и провокаций. Во второй день эксперты НОМ насчитали 11 сообщений о минировании, которые не подтвердились, но были нацелены на срыв работы комиссий.