https://www.high-endrolex.com/26

Права наблюдателей, верификация избирателей, определение электронного бюллетеня – развитие наблюдения за ДЭГ обсудили эксперты

14.05.2024

Развитие избирательного законодательства и практики электронного голосования должны прийти к моменту, когда ДЭГ начнет регулироваться отдельным федеральным законом. Об этом говорили эксперты на круглом столе в Общественной палате РФ, посвященном предложениям в Порядок ДЭГ на основании практики применения электронного голосования на прошедших в марте 2024 г. президентских выборах. Среди прозвучавших инициатив – расширение прав наблюдателей за ДЭГ, установление гибких возможностей по переходу зарегистрированных на ДЭГ избирателей на традиционные участки для голосования и наоборот, а также регламентирование полномочий ТИК ДЭГ.

Как напомнил сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Олег Артамонов, в конце апреля ЦИК РФ принял за основу постановление о проекте изменений в Порядок ДЭГ, и до 25 мая принимает замечания и предложения, которые после рассмотрения могут быть внесены в этот порядок. Как договорились участники дискуссии, все прозвучавшие предложения экспертов будут сведены в общий документ, который будет передан в ЦИК для рассмотрения.

Контроль за ДЭГ не ограничивается только избирательной кампанией: сегодня контроль за ДЭГ требуется, в том числе, и в межвыборном цикле, когда надо подводить итоги, планировать работу на будущее, и здесь работа идет постоянно, отметила председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алена Булгакова. «Сегодня мы находимся в преддверии новой электоральной кампании и видим, что на участие в ДЭГ приходят заявки из регионов, ранее электронное голосование не использовавшие. На Общественную палату это тоже накладывает определенную нагрузку в плане подготовки наблюдателей и работы с экспертами в тех регионах, где еще ДЭГ не применяли», - пояснила она.

Относительно вопросов, возникающих при использовании ДЭГ, высказался член ЦИК России Антон Лопатин. По его словам, тема актуализации списков избирателей – одна из главных проблем, поскольку каждый год изменения в учетных записях избирателей РФ происходят без малого 25 млн раз. «Это очень высокий процент, и актуализация данных для развития ДЭГ имеет особое значение. Для того, чтобы проголосовать на ДЭГ, надо быть сопоставленным пользователем единого портала госуслуг, и запись должна быть сопоставлена с записью в регистре избирателей ГАС Выборы. Эта работа очень важна, мы ее совершенствуем», - отметил он.

Еще одна тема – тема электронной очереди, указал А. Лопатин. «Практика показывает, что избиратели, если подали заявление на ДЭГ, как правило, голосуют в первые часы. Как только открывается возможность голосовать, у нас идет большой поток избирателей. Мощности, которые мы используем и планируем – их в моменты пиков, как правило недостаточно», – рассказал он, сообщив, что в новом Порядке ДЭГ предусмотрена такая составляющая, как «электронная очередь». Это означает, что избирателей будут оповещать о том, что идет достаточно большой поток голосующих, и предлагаться проголосовать позже, либо подождать.

По данным Ростелекома, в пятницу 15 марта 2024 года в ходе трехдневного голосования на выборах Президента РФ утром нагрузка на систему доходила до 15 тыс. пользователей в секунду, при этом средняя расчетная нагрузка на периоде голосования для системы – это до 3 тыс. пользователей в секунду, напомнил О. Артамонов. «После этого около 13:00 мск началась серьезная атака на систему ДЭГ, в течение примерно часа система не выдавала и не принимала бюллетени избирателей», – такие данные привел эксперт. Это породило мысли о том, что может возникнуть ситуация, которая "потребует замены электронного голосования бумажным в случае массированных атак на систему".

По словам эксперта, в проекте Порядка ДЭГ появился пункт о том, что такое может быть реализовано, при этом Олег Артамонов обратил внимание, что необходима формализация конкретных критериев действий в такой ситуации. «В каких конкретных ситуация ТИК ДЭГ может принять решение, что продолжение электронного голосования невозможно, как именно она определит, что это невозможно, чтобы здесь не было неопределенности и волюнтаризма со стороны комиссии, как именно избиратели будут направляться на обычные участки, как будет осуществляться информирование и передача списков этих избирателей на участки, как будет определяться возможность или невозможность подведения итогов электронного голосования для тех, кто до принятия решения уже успел проголосовать и т.д.», – такие вопросы перечислил эксперт.

При этом стоит задуматься и об обратном процессе, когда может потребоваться направление избирателей с обычных участков на ДЭГ, когда по тем или иным причинам голосование на обычных участках становится невозможным – речь идет, в частности, о природных катаклизмах. «Очевидно, что эта проблема решится глобально с появлением электронных списков избирателей, когда избирателю больше не потребуется регистрироваться на ДЭГ. Было бы интересно услышать от разработчиков ПТК ДЭГ, есть ли у нас какие-то варианты хотя бы частичной реализации такой функции экстренной передачи избирателей между обычными участками и ДЭГ в обе стороны до того, как списки избирателей будут развернуты на территории всей России», – обозначил еще одну тему для обсуждения О. Артамонов.

Как подчеркнул руководитель направления ПАО «Ростелеком», оператор ПТК ДЭГ Дмитрий Кузнецов, требования к ДЭГ должны подниматься из локальных нормативных актов к актам более высокого уровня. «На каком-то этапе ДЭГ должен определять федеральный закон, чтобы требования к ДЭГ зафиксировал федеральный законодатель», – указал он. Д. Кузнецов предложил установить право присутствия наблюдателей при процедуре разделения ключа, а также нормативно зафиксировать требование о применении электронной подписи для исходящих файлов ДЭГ. Кроме того, он предложил зафиксировать требование к комиссии принять решение о том, какую электронную подпись она будет использовать – либо это будет самостоятельно сформированная подпись, либо выпущенная удостоверяющим центром. Также, по мнению Кузнецова, необходимо установить в Порядке ДЭГ норму о том, что «избиратель может проголосовать после ознакомления со всеми доступными для избирателя кандидатами», то есть пролистать электронный бюллетень полностью.

О. Артамонов озвучил также поданные письменно предложения электорального эксперта Дмитрия Нестерова: по его мнению, следует дать четкое определение электронного бюллетеня как электронного документа, несущего информацию о волеизъявлении избирателя, а также убрать запрет на копирование данных электронного списка избирателей (сохранив запрет на его распространение). Также следует регламентировать ряд полномочий ТИК ДЭГ – так, сейчас ТИК не имеет определенных оснований не подписывать итоговый протокол, даже если машина выдаст абсурдные цифры, а, с другой стороны, может отменить результаты произвольно на основании неопределенного в случае ДЭГ пункта о невозможности определить волеизъявление.

Наблюдатель от партии «Зеленые» в рамках ЕДГ-2023 Никита Рожнов поставил вопрос об обеспечении безопасности «железа» (ноутбуков), на котором формируются ключи расшифрования. Необходимы дополнительные от производителя метки, идентификаторы «железа», потому что физическая возможность подменить ноутбук хоть и мала, но все же остается. Предлагаю внести дополнительно в перечень проверки идентификаторы ноутбуков непосредственно от производителя, которые можно посмотреть только внутри системы», - указал он.

Дмитрий Кузнецов в ответ на это предложил рассмотреть вопрос о внесении процедуры проверки в Порядок ДЭГ. «Проверку стоит выполнять заранее. Предлагаю эту процедуру проводить за 1 день до разделения ключей и опечатывать оборудование и каким-нибудь актом комиссии это оформлять», – полагает он.

Также были озвучены предложения от наблюдателя в ЕДГ-2023 от кандидата партии «Справедливая Россия», электорального аналитика Петра Лосева о проведении полноценного тестового голосования с доступом к ноде, доступе к компьютерам за несколько дней до голосования для развертывания всего необходимого программного обеспечения для наблюдения, а также о формирование гуидов (GUID, уникальный идентификатор) избирателя от одного источника, а не от двух разных (СНИЛС и паспорт), чтобы можно было удостовериться, что проголосовал именно зарегистрированный на ДЭГ избиратель.

«В системе идентификатор избирателя формируется в разных частях (системы) из разных источников, из СНИЛСа и паспорта, что также затрудняет работу со списками избирателей и верификацию того, что голосовали именно те избиратели, а не какие-то посторонние люди», - прокомментировал предложение О.Артамонов, обратившись к ПАО «Ростелеком» с предложением продумать, возможно ли изменение этого момента, которое упростило бы работу наблюдателей со списками избирателей, с транзакциями и верификацией избирателей.

Предложения экспертов будут обобщены и направлены в ЦИК России, договорились участники дискуссии.

Читайте также

Общественные штабы по наблюдению за выборами активно включились в повестку региональных и местных избирательных кампаний, приуроченных к ЕДГ 8 сентября 2024 г. Они проводят круглые столы с экспертами, инициируют обсуждение в профильных комиссиях Общественных палат субъектов РФ, организуют обучение наблюдателей и заключают соглашения о взаимодействии с избиркомами и общественными организациями.

В единый день голосования 8 сентября 2024 года в выборы депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации пройдут в 13 регионах. К 11 июля избирательными комиссиями заверены списки 13 политических партий. Уровень состязательности в регионах, где выборы проходят по смешанной или мажоритарной системе, составил более 5 кандидатов на 1 мандат, уровень конкуренции по единому избирательному округу в тех субъектах, где выборы проходят по смешанной или пропорциональной системе, составил более 5 партий, рассказали эксперты НОМ.

ЦИК РФ на своем заседании 10 июля утвердил постановление, согласно которому порядок видеонаблюдения на довыборах в Госдуму будет соответствовать правилам, уже применявшимся на выборах президента РФ. Предполагается, что в объектив видеорегистратора будет попадать весь процесс голосования, а все записи будут централизовано храниться в избирательных комиссиях субъектов в течение трех месяцев со дня опубликования результатов выборов. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение избирательной комиссии срок хранения видеоматериалов продлевается вплоть до вступления решения суда в законную силу.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26