Президентские выборы обрастают информационными спорами

23.01.2018

Ситуация, складывающаяся вокруг печатных материалов в поддержку Павла Грудинина в Новосибирской области, стала объектом внимания СМИ, наблюдателей и контролирующих органов. Одни считают, что проводится незаконная агитация, другие – что имеет место произвол правоохранительных органов, изъятие легальных материалов.

22 января глава юридической службы компартии Вадим Соловьев заявил, что КПРФ направит жалобу в ЦИК в связи с незаконными, по мнению партии, изъятиями информационных материалов о кандидате в президенты России Павле Грудинине. «Мы сейчас обобщаем такие факты. Есть эпизодические изъятия в Улан-Удэ в Бурятии в двух или трех районах, сейчас мы эту информацию собираем, и частично из Карачаево-Черкесии, там тоже сложности… Мы подготовили соответствующую жалобу в ЦИК», - пояснил Соловьев.

В ходе заседания ЦИК России ситуацию прокомментировал член комиссии от КПРФ Евгений Колюшин, заявивший, что «в пятницу был арестован тираж бюллетеня КПРФ, который был посвящен информированию о кандидате». В возникшей дискуссии зампред Центризбиркома Николай Булаев призвал собравшихся «не подливать бензина в огонь» и спокойно разобраться в ситуации на заседании рабочей группы ЦИК по информационным спорам, которое должно состояться 24 января.

Что стало предметом дискуссии?

19 января 2018 года Избирательной комиссии Новосибирской области было принято постановление № 183/1437-5, согласно которому «19 января 2018 года в Избирательную комиссию Новосибирской области поступил запрос отдела полиции № 8 «Кировский» Управления МВД России по городу Новосибирску в отношении печатного материала «ПРАВДА» (информационный бюллетень, январь-февраль 2018 года, тираж – 410 000 экземпляров, подписано в печать – 15.01.18, дата выпуска – 20.01.18, заказчик - политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 3, стр. 1) (далее – информационный бюллетень «ПРАВДА») на предмет наличия в нем признаков предвыборной агитации».

Комиссия, рассмотрев вопрос, признала материал «содержащим признаки предвыборной агитации» и «агитационным печатным материалом, изготовленным с нарушением требований закона и не подлежащим распространению». Полностью с решением комиссии можно ознакомиться здесь.

Основаниями для такого решения стало содержание информационного бюллетеня и тот факт, его изготовление было заказано и оплачено политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», то есть информационный бюллетень «ПРАВДА» не был оплачен за счет средств избирательного фонда кандидата.

История с «Правдой» в Новосибирске – случай действительно не единичный. 21 января 2018 года избирательная комиссия Республики Бурятия приняла аналогичное постановление № 54/644-6 «О печатном материале «ПРАВДА» (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, информационный бюллетень, январь-февраль 2018 года)», в котором в частности указывалось, что «в настоящее время, по информации Министерства внутренних дел по Республике Бурятия информационный бюллетень «Правда» распространяется на территории Республики Бурятия».

А 22 января Избирательная комиссия Новосибирской области вновь рассматривала вопрос о предвыборной агитации. На этот раз - о наличии признаков предвыборной агитации в материале «20 шагов Павла Грудинина. Кандидат в Президенты обращается к каждому», опубликованном в газете «За народную власть» (№2 (1088), 18 января 2018 года).

Комиссия признала наличие признаков предвыборной агитации в указанном материале и постановила «обратить внимание главного редактора газеты «За народную власть!» на недопустимость нарушения избирательного законодательства в части участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов». Полностью с решением комиссии можно ознакомиться здесь.

«Национальный общественны мониторинг» обращает внимание всех участников избирательной кампании на ряд моментов, связанных с проведением предвыборной агитации:

  1. Период начала для разных видов предвыборной агитации отличается по разрешенным срокам: агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования (т.е. с 17 февраля 2018 года). Все остальные формы предвыборной агитации разрешены с момента выдвижения кандидатов (ст.50 «Агитационный период» Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
  2. Если вы предполагаете, что в материале СМИ есть признаки предвыборной агитации (призывы голосовать за или против кандидата/кандидатов; выражение предпочтения какому-либо кандидату; описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах; деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату) – обратитесь с заявлением в соответствующую избирательную комиссию. Факт нарушения законодательства должен быть рассмотрен и установлен соответствующими органами.
  3. Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (в соответствии с п.2 ст.55 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») должны содержать три обязательных реквизита:
    • наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы;
    • наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов;
    • сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, т.е. фонда кандидата в Президенты Российской Федерации.
  4. Изготовление агитационных печатных материалов возможно лишь у тех индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих полиграфические услуги, которые опубликовали расценки на изготовление агитации и представили их в соответствующую избирательную комиссию.

Читайте также

На выборах высших должностных лиц субъектов РФ по данным ГАС «Выборы» на 8 июля, выдвинуто 128 кандидатов (большая часть из них – представители политических партий). Партии «второго эшелона» традиционно используют выборы высших должностных лиц для укрепления своих электоральных позиций. Этап выдвижения завершился в 12 из 20 регионов (в Костромской области этап выдвижения официально завершается в 18:00 8 июля).

Этап выдвижения фактически завершен в пяти субъектах РФ: на выборах в Государственный совет Республики Коми, Белгородскую областную думу, Магаданскую областную Думу и Законодательное собрание Челябинской областях. На выборах депутатов Костромской областной Думы документы в избирательную комиссию должны быть представлены не позднее 18:00 8 июля. Наибольшее количество партий (9) принимает участие в выборах в Республике Коми и Костромской области, наибольшее количество кандидатов по мажоритарным округам (167) выдвинуто в Челябинской области. На этой неделе, 11 июля завершится этап выдвижения на выборах в Курганскую областную Думу.

В ряде регионов ЕДГ-2025 начинается процесс заключения соглашений с общественными организациями, которые традиционно участвуют в наблюдении, а также ожидается проверка помещений участковых избирательных комиссий на удобство и доступность. Кроме того, на минувшей неделе эксперты общественных штабов по наблюдению за выборами проводили мероприятия, где обсуждались планы по мониторингу избирательных кампаний и подготовке наблюдателей. Подробнее – в обзоре НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26