15 июня Ассоциация НОМ представила новый информационно – аналитический доклад «Правовое регулирование выборов депутатов Госдумы». Его презентация прошла в формате онлайн-дискуссии с экспертами. В этом выпуске – оценки доклада и мнения по главным вопросам от профессора Кубанского госуниверситета Андрея Зайцева, политолога Дмитрия Травкина и исполнительного директора Общественной палаты Республики Коми Александры Афониной.
Андрей Зайцев, доктор исторических наук, профессор Кубанского госуниверситета:
«Доклад НОМ максимально исчерпывающе и, в то же время, предельно лаконично характеризует ключевые новеллы российского избирательного законодательства последних лет: введение института общественного наблюдения; контроль за предвыборной агитацией в информационно-коммуникационной среде; введение системы «Мобильный избиратель», многодневного голосования, ДЭГ; регулирование участия в выборах лиц, представляющих НКО-иноагентов; расширение запрета на участие в выборах лиц, совершивших преступные деяния, а также запрет на участие в выборах причастных к экстремистской деятельности. Все перечисленные новшества являются правовым ответом общества и государства на современные вызовы и реалии.
На мой взгляд, особенно важна кардинально возросшая в последние годы роль института общественного наблюдения и его законодательное оформление. То, что пять лет назад во время выборов в Госдуму РФ в 2016 году было общественной инициативой у нас в Краснодарском крае в формате Объединённого штаба общественного наблюдения на выборах, сегодня приобрело форму правового механизма общественного наблюдения на выборах в масштабе всей страны.
В буквальном смысле жизненно важным является появление и законодательное оформление возможности многодневного голосования. В условиях пандемии и связанных с ней санитарных ограничений этот механизм позволил сделать голосование не только удобным, но и безопасным. А здоровье и жизни избирателей - российских граждан являются абсолютной ценностью. Однодневные выборы любой ценой - это точно не наш выбор.
Хочется отметить, что доклад Ассоциации НОМ очень органичен и своевременен в условиях курса, взятого Центральной избирательной комиссией РФ на максимально открытое и конструктивное взаимодействие с экспертами, общественниками и всеми участниками предстоящих выборов. Кампания будет конкурентной и сложной – она будет проводиться в контексте принятых изменений в законы, регулирующих избирательный процесс. Как мы помним, законодатель наделил ЦИК правом обращения в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к незаконной агитации в сети Интернет. Именно в докладе НОМ впервые прозвучало предложение о создании в ЦИК рабочей группы по информационным спорам, которая будет всесторонне и детально рассматривать каждый подобный случай. В её состав, по мнению авторов доклада, необходимо включить экспертов и представителей СМИ. Очень значимо, что на днях ЦИК принял решение о создании такой группы, также рекомендуя эту практику регионам. Всё это говорит о том, что Центризбирком настроен на выработку и принятие взвешенных решений в ходе избирательной кампании по тем или иным вопросам регулирования избирательного процесса, которые ещё не получили многолетней правоприменительной практики, а также на сотрудничество с экспертным сообществом.
Дмитрий Травкин, политолог, член Общественной палаты Ульяновской области:
«В докладе исчерпывающе и комплексно изложено состояние современного избирательного права. Роль общественного наблюдения возрастает. Совершенствуются и усложняются процедуры, вводятся новые формы волеизъявления в части применения ДЭГ, возможностей мобильного избирателя и иных цифровых технологий, которые безусловно требуют общественного контроля. Общественного контроля не может быть много. Чтобы у общества было максимальное доверие к процедуре и результатам выборов, без общественного внимания не должна оставаться ни одна стадия избирательного процесса.
Новые формы голосования, в том числе и многодневное голосование, удобны и не привязывают избирателя к одному конкретному дню. С учетом особенностей нынешней ситуации профилактики и борьбы с коронавирусом, это, как минимум, безопасно. Уже существующие законодательные механизмы, при условии качественного общественного наблюдения, гарантируют избирателям чистоту и точность волеизъявления. Эта процедура будет совершенствоваться вместе с развитием самого избирательного законодательства.
Аудитория интернета сегодня превысила телевизионную, как по охвату, так и по количеству размещаемой информации. Поэтому территория интернета не должна оставаться вне правового регулирования, особенно в части подготовки и проведения избирательных кампаний.
Допуская участие иноагентов в избирательный процесс, мы открываем широкие ворота иностранному вмешательству в один из важнейших суверенных вопросов – выбора легитимной российской власти. Этого ни в коем случае допускать нельзя».
Александра Афонина, исполнительный директор Общественной палаты Республики Коми:
«Безусловно, избирательное законодательство в России в последние три года претерпело значительные изменения, которые полностью отвечают тенденциям времени. Каждое изменение соответствует интересам населения. В целом, законодательная деятельность России отличается тем, что она очень чутко реагирует на общественные потребности и интересы.
Возникновение и совершенствование института независимого общественного наблюдения является уникальным явлением современности. Этот институт - продукт запроса гражданского общества на желание оживить избирательный процесс, сделать его открытым и прозрачным для каждого.
Немаловажным является и введение новых форматов реализации избирательных прав: «Мобильный избиратель», ДЭГ и введение многодневного голосования. Это позволяет жителям России независимо от жизненной ситуации, пандемии, реализовать свои права на участие в управлении государством. Я убеждена, критика наших выборов возникает от нежелания возникновения больших возможностей для участия гражданам в управлении государством.
Нормативное регулирование агитации в Интернете назрела давно, т.к. эта область оставалась в нормотворчестве «белым пятном».
Ограничения для лиц, причастных к экстремистской деятельности, является, на мой взгляд, абсолютно правильным решением. Управление государством от имени всех граждан - это очень сложный и трудоемкий процесс. Власть - это инструмент, который должен работать на благо общества, а не на удовлетворение личных амбиций».