https://www.high-endrolex.com/26

Тонкости процедуры голосования на выборах Президента Турции разъяснил доктор юридических наук

11.05.2023

В воскресенье, 14 мая в Турции пройдут выборы Президента и 600 депутатов Великого национального собрания (парламента). В связи с особой позицией турецкого руководства в отношении России, и отказом Анкары присоединиться к антироссийским санкциям, к этим выборам приковано повышенное внимание и в турецких, и в западных, и в российских СМИ. Доктор юридических наук, эксперт НОМ Владимир Лысенко в колонке рассказал о нюансах процедуры голосования и организации этих выборов.

«Голосование избирателей в Турции проводится только в день общего голосования в помещении избирательного участка: законодательство предусматривает голосование избирателей в лечебных учреждениях, домах для престарелых, с помощью переносного ящика для голосования, в том числе на дому («домашнее» голосование проводится только в городах – административных центрах провинций и районов), при этом законодательство не предусматривает голосование избирателей по открепительному удостоверению, досрочное голосование, дистанционное электронное голосование (Интернет-голосование), голосование с помощью технических средств подсчета голосов, иные способы голосования избирателей, а также видеонаблюдение за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

Организатор выборов

Высший избирательный совет Турции – центральный избирательный органа страны. Этот орган рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных органов, а также на свои собственные решения и действия. Решения Высшего избирательного совета Турции являются окончательными и обжалованию в судебном порядке не подлежат. Судебные органы не имеют никакого отношения к разрешению избирательных споров.

Участковые комитеты по проведению голосования являются временными электоральными органами, они образуются на период проведения выборов – организуют и проводят голосование избирателей, а также подсчет голосов избирателей.

Участковые комитеты по проведению голосования образуются также в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Турции в соответствующих иностранных государствах.

На одном избирательном участке может быть включено в список избирателей 200 избирателей. На период предстоящих выборов в Турции образовано более 180 тысяч участковых комитетов по проведению голосования (в 2015 году было образовано 174.220 участковых комитетов по проведению голосования, в 2018 году – 180.064 участковых комитета по проведению голосования).

В составе участкового комитета по проведению голосования семь человек: пять членов участкового комитета по проведению голосования назначаются пятью парламентскими политическими партиями, получившими наибольшее число действительных голосов избирателей на территории района при проведении последних парламентских выборов, и которые должны проживать на территории соответствующего избирательного участка, два члена – государственными служащими.

Председатель участкового комитета по проведению голосования определяется жребием.

Наблюдение

В соответствии с законодательством аккредитацию наблюдателей от непосредственных участников Президентских выборов – кандидатов на должность Президента Турции – осуществляет центральный избирательный орган. При этом законодательство не предусматривает назначение и, соответственно, аккредитацию наблюдателей от общественных организаций или иных субъектов политической системы. Так что институт общественных наблюдателей законодательством Турции не предусмотрен.

Национальных наблюдателей могут направлять только политические партии, политические коалиции, независимые кандидаты при проведении парламентских выборов. Такие наблюдатели вправе при определенных условиях присутствовать при проведении голосования и подсчета голосов избирателей в участковых комитетах по проведению голосования и в провинциальных избирательных советах.

При этом законодательство особо регулирует вопросы присутствия национальных наблюдателей при проведении голосования и подсчета голосов избирателей в участковых комитетах по проведению голосования, а также в соответствующих вышестоящих провинциальных избирательных советах.

Институт иностранных (международных) наблюдателей законодательством о выборах не предусмотрен. Но на практике международные наблюдатели приглашаются для осуществления международного наблюдения на соответствующих выборах. БДИПЧ ОБСЕ организовало работу восьми миссий при проведении Президентских, парламентских выборов, а также конституционного референдума.

Агитация

Участники выборов широко используют социальные сети с тем, чтобы привлечь на свою сторону молодых избирателей, а также преодолеть введенные в 10 провинциях страны ограничения на проведение массовых агитационных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.) в связи с последствиями февральского (2023 года) сильнейшего землетрясения.

При этом законодательство регулирует определенные направления информационного пространства и проведения предвыборной агитации. В частности, Уголовный кодекс Турции предусматривает ответственность за клевету, в том числе на должностных лиц, в том числен при проведении предвыборной агитации.

В конце 2022 года также были приняты поправки в информационное законодательство и в Уголовный кодекс Турции. Они предусматривают лишение свободы от одного до трех лет за распространение недостоверной (фальшивой) информации с намерением нарушить общественное спокойствие и порядок, и предусматривают увеличение срока наказания наполовину в случае, если информация распространялся анонимного или от имени общественной организации.

Вид избирательного бюллетеня

При проведении настоящих очередных Президентских выборов в избирательный бюллетень включены цветные фотографии и сведения о 4 зарегистрированных кандидатов на должность Президента Турции (фамилия и имя) – (в 2014 году кандидатов было 3, в 2018 году – 6).

Поставить отметку за кандидата избиратель может в специальном кружке, расположенном под фотографией и персональными сведениями о кандидате. После заполнения бюллетеня избиратель помещает его в специальный электоральный конверт светло-коричневого цвета и, затем, опускает в стационарный ящик для голосования. Заменить избирательный бюллетень в случае ошибки или порчи избиратель сможет только один раз».

Читайте также

Общественные штабы по наблюдению за выборами активно включились в повестку региональных и местных избирательных кампаний, приуроченных к ЕДГ 8 сентября 2024 г. Они проводят круглые столы с экспертами, инициируют обсуждение в профильных комиссиях Общественных палат субъектов РФ, организуют обучение наблюдателей и заключают соглашения о взаимодействии с избиркомами и общественными организациями.

В единый день голосования 8 сентября 2024 года в выборы депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации пройдут в 13 регионах. К 11 июля избирательными комиссиями заверены списки 13 политических партий. Уровень состязательности в регионах, где выборы проходят по смешанной или мажоритарной системе, составил более 5 кандидатов на 1 мандат, уровень конкуренции по единому избирательному округу в тех субъектах, где выборы проходят по смешанной или пропорциональной системе, составил более 5 партий, рассказали эксперты НОМ.

ЦИК РФ на своем заседании 10 июля утвердил постановление, согласно которому порядок видеонаблюдения на довыборах в Госдуму будет соответствовать правилам, уже применявшимся на выборах президента РФ. Предполагается, что в объектив видеорегистратора будет попадать весь процесс голосования, а все записи будут централизовано храниться в избирательных комиссиях субъектов в течение трех месяцев со дня опубликования результатов выборов. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение избирательной комиссии срок хранения видеоматериалов продлевается вплоть до вступления решения суда в законную силу.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26