Возраст вовлеченности в кампанию по делегитимации выборов сместился – вопреки стереотипу о том, что основой для протестов являются молодые люди, ученые выяснили, что самая крупная категория избирателей, вовлеченных в созданную заранее установку о том, что на выборы проходят с нарушениями, находится в возрасте 36-45 лет, чуть меньше – в возрасте 26-35 лет. В рамках мастер-класса НОМ было представлено новое исследование Центра политических исследований (ЦПИ) Финуниверситета при Правительстве РФ о технологиях делегитимации выборов и манипулирования общественным мнением.
О методике и результатах исследования в рамках онлайн мастер-класса НОМ рассказала доктор политических наук, проректор по научно исследовательской работе ТГПУ им. Л.Н. Толстого, директор ЦПИ Елена Бродовская. Исследование «Технологии делегитимации избирательного процесса в цифровом пространстве: практика реализации и меры противодействия» ученые ЦПИ Финуниверситета при Правительстве РФ провели в 2021 году.
Как отметила Бродовская, выборы – мощный триггер активизации социальных движений, поэтому, даже если мы находимся за рамками активной электоральной кампании, выборы все равно являются важным контекстом при изучении активизма, политической культуры и многих других важных процессов. «Цифровая трансформация формирует широкий набор деструктивных эффектов, оказывающих негативное влияние на социально-политическую стабильность государства, одним из проявлений которого можно считать информационные войны, развернувшиеся между странами в сетевом пространстве. Мы оказались в условиях беспрецедентного внешнего информационного давления на наших избирателей. В ходе современной информационной войны используются различные технологии давления, оказываемые на национальные Интернет-аудитории с целью транслирования определенной политической повестки, изменения устоявшихся представлений пользователей», - отметила исследователь.
Ученые использовали метод когнитивного картирования, изучая 6 наиболее популярных среди россиян цифровых сервисов, и методики социально-медийного анализа с помощью инструментов обработки больших данных. Перепроверка полученных цифровых данных происходила посредством когнитивной инструментальной диагностики – современного исследовательского направления.
В результате, изучив данные за 2021 год, исследователи обратили внимание на то, что, вопреки обычной практике, в этот раз активность появления сообщений о выборах практически не снизилась после даты выборов. В постэлекторальный период амплитуда появления сообщений составила примерно 6 тысяч в сутки, хотя в обычное время активность не превышает 3 тысяч. В пиковый период основных дней голосования динамика сообщений демонстрировало увеличение до 9 тысяч в сутки. «Обычно после выборов мы всегда видели серьёзный спад активности, однако здесь вовлечённость пользователей в эти потоки оказалась беспрецедентно высокой. Не стоит заблуждаться и думать, что это простое совпадение – что избиратели просто активно обсуждали темы, нет. Это следы профессионального онлайн-сопровождения внимания пользователей сетей на теме выборов», - пояснила Бродовская.
Ученые считают, что это прямой «мостик», направленный в предстоящую президентскую избирательную кампанию 2024 года.
Содержательными триггерами, используемыми для удержания внимания, как выяснили ученые, стали, «ДЭГ» и «массовые нарушения». Причем установка на то, что на выборах стоит ожидать нарушений, формировалась задолго до даты голосования, еще с начала года. Эта установка была направлена на отключение критического мышления у массовой аудитории. В условиях, когда в сети начиналось разоблачение фейков о выборах, у такого пользователя срабатывала заданная установка «выборы будут нелегитимны из-за нарушений и отсутствия международного признания». При этом вся ответственность за негативизм переносилась на образ главы государства.
Кроме того, исследователи обратили внимание на возраст вовлеченных в делегитимацию выборов. Вопреки стереотипу о том, что основой для протестов становятся молодые люди, в исследовании выяснили, что самая крупная категория избирателей находится в возрасте 36-45 лет, чуть меньше – в возрасте 26-35 лет и 46-55 лет. По словам доктора политических наук, это объясняется кроме всего прочего взрослением поколения.
«Задача, стоящая перед исследователями и представителями гражданского общества, занимающегося мониторингом выборов, заключается в том, чтобы создать некий национальных инструмент, который позволял бы ускорить выявление опасных акторов и идентифицировать информационные потоки, дезинформирующие избирателя», - заключила профессор, отметив, что у молодых людей замечены запрос на большую политическую субъектность и вовлеченность в выборные процессы
Сомодераторами мастер-класса выступили член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод и член Общественной палаты РФ, исполнительный директор НОМ Алёна Булгакова. «Для нас тема информационных угроз является одной из ключевых. Проводя мониторинг выборов, в том числе муниципальных, мы видим механизмы делегитимации. Я надеюсь, сегодняшний разговор поможет повысить профессиональный уровень экспертной сети НОМ», - выразил уверенность А. Брод.