https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

В. Шаповалов: Выборы-2022 позволили оценить качество избирательной системы и протестировать ее перед новым федеральным циклом

15.09.2022

Выборы 11 сентября стали завершающими в этом федеральном избирательном цикле. Они подвели итог под очередным этапом эволюции избирательной системы, продемонстрировавшей уровень открытости и технологичности. Победа представителей партии власти, в жёсткой борьбе завоевавших более 77% всех распределяемых по итогам выборов мандатов и должностей, говорит о консолидации общества. В то же время у избирателя проявился запрос на кандидатов «от земли». В колонке для НОМ заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов анализирует прошедшую кампанию.

Общий итог

Абсолютное большинство мест по итогам всех выборов завоевали кандидаты «Единой России» - они получили более 77% мандатов и выборных должностей. Существенный, по мнению экспертов, результат получили кандидаты-самовыдвиженцы, добившиеся победы в 13% случаев. Ниже ожидаемого оказался результат практически всех парламентских партий у КПРФ – 3,62%, у «Справедливой России – Патриотов - За правду» - 2,54%, у ЛДПР – 1,8% и «Новых людей» - 0,28%. Остальным партиям удалось добиться лишь единичных успехов.

Основой убедительной победы кандидатов «Единой России» стал общественный консенсус, сложившийся вокруг действий российской армии и политического курса Президента России. Вторым фактором стал профессионализм кандидатов «Единой России» и их доказанная временем способность решать проблемы людей.

Все прочие и, в первую очередь, парламентское партии выступили слабее, чем ожидали политологи. Очевидно, здесь сыграла роль сплоченности людей вокруг руководства страны, и, соответственно, партии власти. Но можно говорить и о различных кризисных факторах внутри самих партий. Для ЛДПР – это смена руководства, для КПРФ – некая двойственность между статусом главной оппозиционной партии и ее патриотической позицией в отношении СВО, которая диктует ей консолидацию с властью. В голове руководства партии возникает диссонанс, вследствие которого оппозиционная энергия направляется в деструктивное русло. Не на подготовку кандидатов и агитационную работу, а на борьбу с электронным голосованием и на заваливание избирательных комиссий жалобами. Что касается «Новых людей», успех этой партии на федеральных парламентских выборах формировался в совсем иных политических и экономических условиях. Адаптироваться к изменившейся реальности в достаточной степени у них пока не слишком получается.

Выборы глав субъектов РФ

Из всех прошедших в России кампаний набольший интерес привлекали прямые выборы глав регионов, проходившие в 14 субъектах РФ.

В итоге во всех регионах подтверждение своих полномочий получили действующие губернаторы и врио. Притом что конкуренция на губернаторских выборах была оживленной – в каждом регионе право занимать высшую руководящую должность оспаривали от четырех до шести кандидатов – победа действующих губернаторов и врио была более чем убедительной. Большинство из них заручились поддержкой свыше 80% избирателей, минимальный результат составил 65%.

Люди видят эффективность работы региональной власти в текущих крайне непростых экономических условиях. Уход с российского рынка зарубежных компаний и приостановка поставок западной продукции создавали существенные риски безработицы, дефицита, закрытия производств. Тем не менее, региональные лидеры пока успешно справляются с возникающими сложностями. Люди это понимают и ценят. Особенно это ощущается в таких регионах как Калининградская область, для которой вопрос рестрикций особенно болезнен. И беспрецедентно высокая поддержка действующего главы области на уровне 80% говорит о том, что с вызовами текущего момента он справляется успешно.

Региональные законодательные собрания

Полные составы региональных законодательных собраний избирались в шести регионах, а именно в Республике Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республике, Краснодарском крае, Пензенской Саратовской и Сахалинской областях.

По итогам выборов фракции в законодательных собраниях сформируют пять действующих парламентских партий. Среди триумфаторов – Партия пенсионеров, список которой получил 6,7% на выборах в Сахалинскую областную думу, опередив «Справедливую Россию – Патриотов – За правду», выступившую с результатом в 5,14%.

Помимо этого непарламентским партиям удалось провести в законодательные собрания только кандидата-одномандатника – от партии «Родина» в Саратовской области.

Такой результат указывает на то, что у граждан есть запрос на расширение партийного представительства на региональном уровне. Кроме того, можно спрогнозировать обострение конкуренции на левом фланге в ближайшей перспективе. Мы видим определенное размывание позиций КПРФ, которая показала результат ниже обычного и «Справедливой России – Патриотов – За правду». Как минимум на Сахалине ее потеснила Партия пенсионеров, более эффективно отрабатывающая именно социальную повестку. Очевидно, это тренд получит продолжение.

Муниципальные выборы

Выводы экспертов отчасти подтверждают итоги муниципальных выборов, где непарламентским партиям удалось добиться значительно большего успеха, нежели на региональном уровне. Притом что абсолютное большинство муниципальных мандатов выиграла «Единая Россия», а второе, третье и четвертое место в городских парламентах административных центров сохранили КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», рост интереса избирателя к малым партиям на этом уровне оказался очевиден.

Так, «Гражданская платформа» прошла в думу Черкесска, «Яблоко» - в Псковскую думу, а Партия пенсионеров провела своих представителей в городские парламенты Курска и Петропавловска-Камчатского. Кроме того в городские представительные органы прошли 9 кандидатов-самовыдвиженцев.

Добившиеся успеха партии выставили на муниципальном уровне кандидатов, хорошо знающих проблемы избирателей и умеющих эффективно их решать. То же самое можно сказать о самовыдвиженцах. Избирателю интересны кандидаты «от земли», которые дышат с ним одним воздухом и болеют той же болью. Партийная принадлежность их вторична. Но если они добьются успеха на местном уровне, можно будет говорить об укреплении позиций и партий, которые они представляют и об улучшении их конкурентной ситуации на уровнях более высоких.

Чистота и технологичность выборов

Избирательная кампания и собственно голосование проходило под пристальным общественным контролем. Штабы общественных наблюдателей были созданы практически во всех регионах, где проходили выборы. Для работы на участковых, территориальных и окружных избирательных комиссиях, по данным ЦИК России, было делегировано 39.096 общественных наблюдателя.

Руководство штабов, как и общественники, непосредственно следившие за ходом голосования, отмечают, что кампания 2022 года была «спокойной и интеллигентной» и проходила в предельно доброжелательной атмосфере.

Можно отметить как максимально лояльное отношение комиссий к претендентам на статус кандидата, так и высокую культуру самих участников выборов на начальном этапе избирательной кампании, достаточно спокойную, вежливую агитационную кампанию, прошедшую практически без скандалов, использования черных технологий и других эксцессов, которые обычно возникают на этом этапе. А также очень культурное и высокоорганизованное голосование. Мы были готовы к серьезным провокациям, но на практике столкнулись с минимумом инцидентов. Серьезное сожаление вызывает недобросовестная работа наблюдателей одной из политических партий, в том числе с прецедентами удаления наблюдателей по решению суда. Надеюсь, из этих ситуаций будут сделаны должные выводы.

Выборы стали по-настоящему высокотехнологичной и удобной для избирателя процедурой. Речь, прежде всего, идет об электронном голосовании – процедуре, доказавшей свою фактическую безупречность в плане гарантии достоверности результатов и востребованной избирателем и других цифровых сервисах, таких как электронный список и технология «Мобильный избиратель», а также возможностях для партий и кандидатов – в частности, сборе подписей через портал Госуслуг.

Отдельно можно отметить преимущества многодневного голосования, которое в этом году выбрало большинство регионов. Хотя такая форма и создает определенные сложности для работы избирательных комиссий, она очень удобна для людей. Несомненно, ее необходимо развивать.

В целом выборы 2022 года позволили оценить очередной этап эволюции российской избирательной системы. В России создана абсолютно открытая, технологичная, полностью защищенная от внешнего вмешательства и гарантирующая достоверность и честность результатов голосования система выборов. И, безусловно, она способна справиться со всеми вызовами предстоящего избирательного цикла, который начинается в следующем году.

Напомним, 11 сентября в России завершились региональные и муниципальные выборы, проходившие в 82 регионах. По итогам свыше четырех тысяч семисот кампаний регионального и муниципального уровня было распределено 30 тысяч мандатов и выборных должностей. Участие в выборах принимали 22 из 29 действующих в России политических партий, помимо этого в большинстве кампаний принимали участие кандидаты самовыдвиженцы.

Читайте также

ЦИК РФ принял за основу проект постановления «О внесении изменений в Порядок дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем». Помимо изменений в правила наблюдения за ДЭГ, поправки в порядок электронного голосования предусматривают электронную очередь и гарантии реализации активного избирательного права при возникновении нештатных ситуаций. Как разъяснили эксперты НОМ, последнее означает, что при невозможности продолжения электронного голосования избиратель сможет получить бумажный бюллетень на обычном участке.

29 апреля должны состояться выборы в африканской Тоголезской Республике: одновременно с парламентом жители страны впервые изберут региональные органы власти. На вакантные мандаты претендуют более 2 тысяч независимых и партийных кандидатов. За политической остановкой в стране внимательно наблюдают эксперты НОМ. По их прогнозам, правящая партия во главе с президентом страны Фор Гнассингбе сможет одержать победу на выборах. Подробнее – в материале НОМ.

Временная рабочая группа по мониторингу избирательных прав граждан Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (МРГ Совета) уже с начала июня приступит к наблюдению за избирательными кампаниями, которые пройдут в рамках Единого дня голосования 8 сентября. Об этом ответственный секретарь СПЧ, глава Мониторинговой рабочей группы Александр Точенов сообщил по итогам заседания Президиума Совета, которое состоялось в среду, 23 апреля.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26