На минувшей неделе на пленарном заседании МПА СНГ в Санкт-Петербурге был принят первый и единственный международный акт, направленный на противодействие иностранному вмешательству в выборы в странах Содружества. Рекомендации положили начало формирования модельного законодательства и новых практик при проведении выборов в государствах СНГ. Что необходимо учитывать при выстраивании этого трека сотрудничества в дальнейшем и чем Россия готова поделиться – обсудили участники круглого стола «Законодательное обеспечение электоральных процессов в государствах СНГ: проблемы и перспективы», прошедшего 26 ноября в Совете Федерации.
Член Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственного строительству Олег Цепкин напомнил, что на пленарном заседании МПА СНГ 22 ноября в Санкт-Петербурге были приняты Рекомендации по обеспечению и защите электорального суверенитета государства. «Очень важно, что в указанных рекомендациях описаны рамки понятия «электорального суверенитета» как права суверенных государств самостоятельно, независимо организовывать и проводить выборы, даётся определение таких терминов как «иностранное вмешательство» в выборы и референдумы, «иностранное влияние» и так далее», – констатировал он.
Член ЦИК России Игорь Борисов отметил, что принятые рекомендации являются «первым и единственным на сегодняшний день международным актом, систематизирующим деятельность по противодействию вмешательства в выборы и направленным на обеспечение и защиту электорального суверенитета как составную часть государственного суверенитета стран». По словам И. Борисова, электоральный суверенитет сегодня приобретает новые контуры, «насыщается правовыми, более взвешенными и объективными проработками» для принятия соответствующих государственных решений для обеспечения свободы выбора своих избирателей.
Как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Перминов, Россия «вне всякого сомнения является пионером» в области формирования чёткой и понятной системы законодательного регулирования выборов, механизмов наблюдения, и в этой связи, по его словам, наша страна готова делиться опытом и активно участвовать в совместной работе со странами СНГ по формированию модельного законодательства, разработке технологических решений иунификации подходов в части вовлечения гражданского общества в избирательные процессы. «Мы в любом случае должны с вами активизировать институты нашей большой общественно-политической системы, чтобы партии разных стран и общественные структуры взаимодействовали между собой, чтобы коллеги забирали у нас решения, которые позволяют организовывать открытые электоральные процедуры, в частности, предварительное голосование на выборах», – поделился мнением сенатор.
В ходе выступления председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алёна Булгакова подчеркнула, что к борьбе с внешним вмешательством во внутренние дела суверенных государств необходимо подходить комплексно, вовлекая гражданское общество в избирательные процессы через правовое просвещение. «Мы активно работаем с институтами гражданского общества стран Евразии, Африки и Латинской Америки. Коллеги задают интересующие вопросы о самых разных аспектах выборов, вплоть до того, как у нас обеспечивается доставка тех или иных документов в участковые избирательные комиссии», – рассказала она.
В целом, проработанная методическая база для подготовки наблюдателей в России вызывает большой интерес в разных странах. «Основной подход, который мы транслируем и нашим зарубежным коллегам, заключается в том, чтобы не оставлять наблюдателя один на один с возможными проблемами. В этом направлении у нас накоплен огромный опыт, но на этом мы не останавливаемся, к предстоящим выборам будем модернизировать подходы. Методикой работы готовы поделиться и с нашими партнёрами из других стран», – сообщила Алёна Булгакова.
О необходимости совместными усилиями разрабатывать механизмы защиты международных наблюдателей заявил посол по особым поручениям, замглавы комиссии МИД РФ по выборам Геннадий Аскальдович: «Многие наблюдатели подвергались гонениям и шельмованию, ряд из них лишились работы. Требуем не оставлять их в беде и помочь обеспечить правовую защиту». По словам представителя дипведомства, «можно принять соответствующие дополнения к модельному закону СНГ о международном наблюдении за выборами и референдуме. <…> Одновременно привлечь внимание международных организаций - ОБСЕ, ООН - и правозащитных организаций».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Александр Терентьев, в свою очередь, обратил внимание, что понятие «электорального суверенитета» полностью укладывается в то общее миропонимание, к которому приходят страны мира – о справедливом миропорядке на основе международного права с учётом сохранения историко-культурного наследия. По мнению спикера, главное – это договориться о ценностном базисе, а внедрение тех или иных решений остаётся внутренним делом самих стран, при этом, считает А. Терентьев, безусловно «лучшим опытом обмениваться необходимо».