Уходящий 2022 год – рубеж, доказавший хрупкость идеи однополярного мира. «Коллективным западом» были нарушены многие базовые принципы международных отношений, сформированные более чем семьдесят лет назад. Взамен они были подменены некими «правилами» современного миропорядка, проигнорировать которые Россия не могла, перейдя к решительным действиям по защите государственного суверенитета и интересов российского народа. Подробнее о том, как повлияли внешние угрозы этого года на нашу страну и общество, рассуждает профессор, завкафедрой государственного и административного права Самарского университета Виктор Полянский.
«Уходящий 2022 год в полной мере можно рассматривать в качестве рубежа, доказавшего хрупкость идеи однополярного мира, многих базовых принципов международных отношений, сформированных за последние более чем семьдесят лет развития современного мира, ненадежность, недобросовестность алчных, корыстных «партнеров», которые стремятся подменить международное право некими «правилами» современного миропорядка (фактически – «правом силы»).
Подобные вызовы Россия просто не могла проигнорировать, перейдя к решительным действиям по защите государственного суверенитета, формирования гарантий независимости России в отношениях на геополитических пространствах, где имеются интересы российского народа.
Свидетельством этому стало проведение специальной военной операции на Донбассе, поддержка обращений народов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей о признании и включении этих территорий в состав России в качества ее субъектов.
Россия признает и уважает демократически выраженную волю народов на принятие самостоятельных решений о своем будущем – создании независимого государства либо объединения с другим независимым государством. Защищая жителей Донбасса, Запорожской и Херсонской областей от духовного порабощения и физического уничтожения киевским нацистским режимом, Россия верна гуманистическим началам международного права – Устава ООН, Декларации о принципах международного права. В противовес лицемерию и цинизму западной демократии, манипуляциям идеями и практикой их воплощения, Россия действует в рамках нравственных императивов внутренней и внешней политики, в центре которой – идея защиты человека, его интересов.
Внутриполитические процессы в стране развивались под знаком жесточайшего санкционного давления коллективного Запада во главе с США, потребовавшего мобилизации российского народа на решения задач экономического, социального, военного, идеологического характера без ущерба демократическим процедурам, каковыми являются разнообразные и многочисленные выборы депутатов представительных органов и иных должностных лиц государства, местного самоуправления.
Следует отметить, что государственные и общественные институты не переставали взаимодействовать в создании условий для свободного волеизъявления избирателей на выборах, совершенствуя формы голосования и инструменты контроля за избирательным процессом.
Совместная работа институтов гражданского общества создавала атмосферу доверия между организаторами выборов и кандидатами, политическими партиями, наблюдателями, как партийными, так и независимыми (от общественных палат). При этом органы публичной власти своевременно, предметно и в правовом поле реагировали на обращения общественных наблюдателей по поводу возникавших проблем, требовавших вмешательства полномочных субъектов избирательного процесса, что свидетельствует о постепенном формировании и «взрослении» институтов гражданского общества.
Несмотря на наличие первоочередных задач по защите государственного суверенитета, ликвидации внешних угроз мирной жизни российских граждан, в России поддерживаются демократические процессы, призванные создавать условия для легитимации выборов, а следовательно – институтов публичной власти. Этому способствуют современные технологии: успешное применение дистанционного электронного голосования, расширение видеонаблюдения и использование КОИБов.
И как бы не протестовали противники указанных инструментов в голосовании, за ними будущее – прогресс невозможно остановить ради конъюнктурных целей. Продолжается и процесс совершенствования правовых основ общественного контроля за выборами.
Верю, что в 2023 году конституционные принципы народовластия будут ещё больше укреплены, институт наблюдения вновь пополнят новые кадры, а уровень доверия населения к государству будет идти на повышение».