https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26

Владимир Путин внёс на рассмотрение в Госдуму законопроект о поправках к Конституции Российской Федерации

21.01.2020

20 января Владимир Путин внёс на рассмотрение в Государственную Думу проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Текст законопроекта опубликован на сайте информационного ресурса Госдумы.

Напомним, 15 января Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию обозначил ряд предложений о возможных поправках в Конституцию, в числе которых доверить Госдуме право утверждения кандидатуры председателя Правительства, вице-премьеров и федеральных министров, назначения руководителей силовых ведомств по итогам консультаций с Советом Федерации, закрепление приоритета Основного закона перед международными договорами в российском правовом пространстве и ряда социальных гарантий.

В этот же день Владимир Путин подписал распоряжение о создании рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию и утвердил состав ее участников. Сопредседателями рабочих групп стали глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, а также директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева.

Вместе с тем, как сообщается в тексте распоряжения главы государства, сопредседатели рабочих групп по подготовке конституционных поправок назначены в качестве официальных представителей Президента России при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона. «Одобрение на всероссийском голосовании станет условием вступления в силу президентского законопроекта об изменении Конституции РФ», заявил Павел Крашенинников.

Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Гарегин Митин поделился мнением:

«В целом проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» отвечает направлениям развития правовой политики последних лет, которые выражены во многих решениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 32-П, от 14.07.2015 № 21-П, Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 № 14-П).

1. Никакого противоречия между частью 3 статьи 15 Конституции России в действующей редакции и предлагаемой редакцией статьи 79 нет, поскольку в последней речь идет именно о расхождении положений решений межгосударственных органов с Конституцией России. К таким органам, в первую очередь, относятся Международный уголовный суд, статус которого Россия утвердила в 2000 году; Европейский Суд по правам человека, известный своими решениями, которые не всегда отвечают интересам российской внешней и внутренней политики, вместе с Комитетом Министров Совета Европы, ответственным за контроль исполнения решений данного Суда. Кстати, Суд Евразийского экономического союза в этом ряду не является исключением. После принятия поправок любое решение международного органа, в котором участвует Российская Федерация, можно будет испытать на прочность в Конституционном Суде (абз. четвертый подп. «б» п. 18 ст. 1 Законопроекта).

2. Существенно расширена компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Перечень его полномочий в Конституции России становится открытым: предлагается уточнить его федеральным конституционным законом. Однако при расширении компетенции состав Конституционного суда становится более компактным: число судей уменьшается с 19 до 11, Председателя Суда и его заместителей предлагается назначать таким же образом, как и судей, а также право внесения представления о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации «изымается» у самого Суда и переходит к Президенту России (подп. «и» п. 7 ст.1 Законопроекта).

3. Поправки усиливают кадровые прерогативы Президента России в правоохранительной сфере: предлагается передать ему полномочия по назначению председателей и заместителей председателей федеральных судов, прокуроров субъектов Российской Федерации и иных прокуроров, кроме районных и городских. Как следствие, прокуроры «усиливаются» по отношению к региональной власти.

Также предложено включить в статью 83 Конституции России полномочия по утверждению структуры федеральных органов исполнительной власти, назначению отдельных федеральных министров и других руководителей, формированию Государственного Совета Российской Федерации. К слову, всеми перечисленными полномочиями Президент России обладает на данный момент, речь идет об их закреплении на конституционном уровне.

4. Ключевым изменением можно считать ограничение избрания на должность Президента России двумя сроками. Если сейчас один и тот же гражданин может занимать президентскую должность не подряд неограниченное число раз, то теперь все ограничивается только двумя шестилетними сроками.

Разумеется, на действующего Президента предлагаемое положение может не распространяться, поскольку он был избран до внесения Законопроекта и, следовательно, до даты его возможного принятия.

5. Государственный Совет Российской Федерации становится конституционным государственным органом, тем самым повышается его правовой статус. Предполагается подробное закрепление последнего отдельным федеральным законом взамен действующего Указа Президента Российской Федерации от 01.09.2000 № 1602.

Полагаю, что в законе о Государственном Совете будет чётко регламентирован его правовой статус, подробно разъясняющий всю широту властных полномочий государственной структуры.

6. Законопроект вводит новое понятие, до сих пор использованное в научной и учебной литературе – «единая система публичной власти», – компенсирующее категоричность формулировки второго предложения статьи Конституции Российской Федерации. Правда, эффективность содержащей данное понятие конституционной нормы можно будет оценить только после её практического применения», отмечает эксперт.

Читайте также

Развитие системы общественного наблюдения за выборами стало возможно благодаря активной работе системы общественных палат, единым методическим подходам к обучению наблюдателей, сотрудничеству с парламентскими и непарламентскими партиями, полагает председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, исполнительный директор НОМ Алёна Булгакова. За несколько лет система общественного наблюдения стала устойчивым институтом гражданского общества и неотъемлемой составляющей современной избирательной системы РФ, отмечает она.

В ОП РФ обсудили образ наблюдателя, который сформировался в социальных сетях за период президентских выборов в стране. По словам аналитиков, результаты оказались удивительны по своим масштабам – с 15 по 17 марта более 40 тысяч наблюдателей-блогеров вели живые репортажи с 54% УИК страны. В основном, авторами выступали люди «народных профессий», открыто рассказывая о том, как соблюдаются процедуры на участке и вне его помещения. Подробнее – в материале НОМ.

24 апреля состоялись выборы Президента Северной Македонии. По итогам обработки бюллетеней с 99% участков, наибольшую поддержку избирателей получила кандидат от оппозиционной партии «Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство» Гордана Силяновска-Давкова — 40,08% голосов. 8 мая состоится второй тур. Эксперты НОМ считают, что его исход будет зависеть от позиции албанских партий – действующий глава государства Стево Пендаровски имеет шансы победить в случае, если они поддержат его во втором туре. Но независимо от того, кто выйдет победителем из президентской гонки, внешнеполитический курс страны останется преимущественно прозападным и антироссийским, предупреждают эксперты НОМ.

https://www.high-endrolex.com/26
https://www.high-endrolex.com/26