«Яблоко» не восстановили: Верховный суд России оставил в силе решение Ярославского областного суда

28.07.2018

27 июля 2018 года Верховный суд России на своем заседании оставил в силе решение Ярославского областного суда о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Ярославской области о заверении списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии «ЯБЛОКО»
11 июля 2018 года региональные избирательные объединения ЛДПР и Коммунисты России подали в областной суд иск об отмене решения избирательной комиссии о заверении списка партии «Яблоко» на основании нарушения законодательства Ярославской области – наличия в списке 23, а не 25 региональных групп.
Аргументы представителей «Яблока», что о нижней планке, как того требует федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, в региональном законодательстве не сказано, судом приняты не были, и иск был удовлетворен.

27 июля дело рассматривалось уже в Верховном суде. Юристы «Яблока» вновь апеллировали к федеральному законодательству, в частности ссылались на постановление Конституционного суда, который в 2008 году рассматривал аналогичную ситуацию, сложившуюся в Вологодской области, и признал противоречащим основному закону страны положение регионального закона, которое запрещало сокращение региональных групп.

В ходе заседания Верховного суда представитель Центральной избирательной комиссии признал, что региональный закон создает правовую неопределенность, однако оставил решение вопроса на усмотрение суда.
Представители прокуратуры, по сообщениям «Яблока» разделились во мнениях «Региональная прокуратура высказалась за то, чтобы отказать ЛДПР и «Коммунистам России» в удовлетворении иска, однако Генеральная прокуратура это предложение не поддержала и предложила оставить решение Ярославского областного суда в силе».
В итоге Верховный суд оставил в силе решение Ярославского областного суда – решение о заверении списка кандидатов от «Яблока» - не соответствует законодательству.

Следует отметить, что в Российской Федерации не действует прецедентное право – даже если Конституционный суд и указал на несоответствие Конституции норм законодательства Вологодской области автоматически данное решение не может быть распространено на все регионы.
Вопрос - почему в законе сохраняются нормы, создающие правовую неопределённость и не соответствующие конституции, следует адресовать ярославским законодателям.

Читайте также
В среду Госдума приступит к рассмотрению поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», разработанный, как указано в Пояснительной записке «в целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, повышения эффективности органов местного самоуправления и укрепления их финансовой обеспеченности». Эксперт НОМ, профессор Самарского университета, член областной Общественной палаты Виктор Полянский в своей колонке размышляет, почему необходимость поменять систему МСУ назрела давно.

23 января в республиках Башкортостан и Бурятия, а также в Кировской области прошли муниципальные выборы. Большинство голосов избирателей получили кандидаты от партии «Единая Россия», самовыдвиженцы и в одном случае представитель КПРФ. Эксперты НОМ традиционно комментируют итоги кампаний, обращая внимание на то, что выборы прошли в спокойной обстановке и без проблемных инцидентов.  

В Общественной палате РФ прошли слушания по законопроекту о введении для всех выборов и референдумов в России единых принципов проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Эксперты сделали акцент на необходимости чёткого закрепления в законе возможностей и гарантий общественного наблюдения за технологией. По словам участников слушаний, одной из главных задач должна стать работа по повышению доверия избирателей к ДЭГ через разъяснение сложных технических вопросов. По итогам слушаний была предложена резолюция. В ней участники рекомендовали ко второму чтению доработать законопроекта с точки зрения обеспечения наблюдения за ДЭГ.